Арик Айнштейн больше, чем
величайший израильский певец. Арик – это настоящий, подлинный Израиль. Хотя в
момент образования государства Израиль он был 9-летним ребенком, но кажется,
что его голос и его песни сопровождают израильтян с тех пор и постоянно, со
времен «младенчества» Израиля, через войны и радостные события, подъемы и
провалы, в хорошие и плохие времена.
В своей непрекращающейся творческой
деятельности он выпускает чудесные альбомы уже больше 30лет, и продолжает обновляться и оставаться
актуальным и интересным. Он открывает молодые таланты и умеет сохранять свой
особый стиль. В своих альбомах он создает реальность или
реагирует на нее своим оригинальным взглядом, иногда насмешливым, иногда
печальным, а главное -полным любви: к
близким, к друзьям, к местам, к воспоминаниям, к старым песням и историям…
За свою более чем
40-летнюю карьеру Айнштейн записал около 500 песен: с ансамблями «НАХАЛь» и «Бацаль ярок», трио «Гешерhа-Яркон» и «hахалонотhагвоhим», в различных фильмах и спектаклях и в не менее
чем 34-х альбомах, в которых сотрудничал с разными авторами.
Начало карьеры
Арик Айнштейн родился в
Тель-Авиве 3 января 1939 года. Юношей он участвовал в молодежном движении «hашомерhацаир» и любил петь, но в
основном занимался спортом и даже добился в этой области определенных успехов:
он был чемпионом Израиля среди юниоров по прыжкам в высоту.
Когда пришло
время ему идти в армию, он не думал о службе в армейском ансамбле, но
его отец Яаков, театральный актер, убедил его
попытаться поступить в главный израильский развлекательный проект: ансамбль «НАХАЛь». Он был принят, и выступал в различных программах с
ансамблем, где получил свои первые сольные партии.
По возвращении из армии в
1959 г.
он играл в сатирическом театре, а также участвовал в последней программе группы
«Бацаль ярок» («Зеленый лук»).
В 1960 г. Арик выпустил первую
сольную пластинку с четырьмя песнями. После этого в его сольной карьере
наступил перерыв на несколько лет. В эти годы он пел в молодежном ансамбле под
псевдонимом АриГорен, а
также участвовал в качестве певца и актера вразличных спектаклях и снялся в главной роли в фильме «Нини» (в котором его отец, Яаков,
сыграл роль его отца). В это же время он женился на Алоне.
В 1964 г.он
присоединился к БениАмдурскому
и ЙорамуГаону в трио «Гешерhа-Яркон» («Мост через реку
Яркон»), в котором участвовал до 1966 года. Эта
группа была самой успешной в израильской поп-музыке 60-х. Многие песни из двух
их альбомов, как и песни, не вошедшие в альбомы, стали классикой ивритской песни.
Кстати, сам Айнштейн
относится к этому периоду несколько пренебрежительно, как к приятному времени,
но не слишком ценному в плане искусства. Он тогда слушал рок-н-ролл и «Битлз», в то время как песни трио были ближе к французскому
шансону и русским балладам.
В то время в Израиле не
воспринимали поп-музыку всерьез, и трио «Гешерhа-Яркон», к примеру, делало песни-пародии на песни «Битлз».
В период своего участия в
трио «Гешерhа-Яркон» Арик продолжал
записываться как солист и играть в кино. В 1964 г. он снялся в фильме ЭфраимаКишона «Салах Шабати» и спел с ГеулойНини песню для этого фильма, «Ли велах» («Мне и тебе»).
В эти годы он с успехом
выступал на израильских песенных фестивалях, занимая первые места как отдельно,
так и в составе трио «Гешерhа-Яркон».
Первое соло
В 1966 г. вышел первый сольный
альбом Айнштейна «Шар бишвилех» («Пою для тебя»),
который содержал в основном мелодии, текстыи переводы Дафны Эйлат, под влиянием джаза и
латиноамериканских ритмов. Среди хитов этого альбома были «Аль тивкиялда» («Не плачь,
девочка»),«hалайлаhазе»
(«Эта ночь») и «hагешемhаметофеф»(«Барабанщик дождь»).
В том же году вышла
пластинка дуэта: Арик Айнштейн и ЯффаЯркони. Они записали 4 песни: «Лейл став» («Осенняя ночь»),
«Кара зе рак hапаам» («Это случилось только на этот раз»), «Лу hаити» («Если бы я был…») и новую версию битловской «Yesterday», которую назвали «Рак этмоль» («Только вчера»).
Он записывался также с другими музыкантами и не прекращал искать новые
музыкальные идеи, пока не встретил ШмуликаКрауса и его жену ДжозиКац, с которыми он основал первую ивритскуюпоп-группу «hахалонотhагвоhим» («Высокие окна»).
Музыкальный тон в трио
задавал ШмуликКраус, но
Айнштейн был главным солистом и поначалу даже писал слова к песням.
В конце 1967 г., с окончанием
периода «hахалонотhагвоhим», Айнштейн снова стал
записывать сольные пластинки, и к этому периоду относится его встреча и начало
сотрудничества с молодым автором ШаломомХанохом, с которымон впоследствии записал немало прекрасных альбомов.
В День Независимости 1969 г. Арик в последний раз
принял участие в песенном фестивале, где исполнил чудесную песню Ханоха "Прага". Но жюри, по-видимому, не оценило по
достоинству эту песню и поставило ее на одно из последних мест. Айнштейн был
поражен реакцией на эту песню, и в его сердце созрело решение не участвовать
больше в этих фестивалях и не считаться отныне с «требованиями рынка» и
«ожиданиями общества».
Песня «Прага» позже вошла
в альбом Айнштейна«Пузи»,
и только в 1999 г.
оригинальная версия этой песни вышла в записи с «живого» концерта «Яалевеяво»,
среди лучших хитов песенных фестивалей.
Неудача на фестивале и на
концертах вынудила Арика искать группу сопровождения
с современным звучанием. Он встретился с группой «Черчилли» (МикиГабриэлов, Хаим Романо, Роб Хексли) и превратил ее в свою группу, сопровождавшую его
записи и концерты.
Для Айнштейна это стало
возможностью выйти за рамки привычного стиля, на новый путь.
Революция рока
В 1969 г. Арик Айнштейн записал первый альбом ивритского рока, «Пузи» (это было
домашнее прозвище его жены Алоны).В этом альбоме Арик пел так, как никогда не пел
раньше. Звучание песен этого альбома «Кама хам» («Как
жарко»), "Кше ат боха ат лё яфа" («Когда
ты плачешь, ты некрасива») и других, было новым и свежим.
В мае 1970 г. вышел в свет большой
проект тех, кто стал группой «Луль» («Курятник»):
фильм «Шаблуль» («Улитка» - так Ханох
прозвал Айнштейна). БоазДавидзон
написал сценарий и поставил фильм, в котором Айнштейн и Ханох
играли самих себя, и с ними УриЗоhар, ДжозиКац, АлонаАйнштейн и
другие. Наряду с «зарисовками из жизни» в этом фильме была показана работанад альбомом «Шаблуль».
Как ни странно, ни фильм,
ни альбом не имели кассового успеха. Несмотря на это, альбом «Шаблуль» является классическим образцом и важной вехой в
становлении израильского рока.
Айнштейн и Ханох создали новый, свежий, потрясающий звук, хотя и под
влиянием мировой поп-музыки и, в частности, «Битлз»,
но с точки зрения местного колорита и подачи материала это было революционное
произведение: поют, как говорят. Ханох написал музыку
ко всем песням, среди них «Маата
осе кшеатакамбабокер»
(«Что ты делаешь, когда встаешь утром»),
«Кахлехаишаувнела байт» («Возьми себе жену и построй ей дом»), "Лама ли лакахат лалев" («Зачем
мне принимать близко к сердцу»), «Машейотер амок йотеркахоль» («То, что глубже – более синее») и др.
Успех этого альбома
привел к созданию телепрограммы «Луль». В июле 1970 г. вышел первый выпуск
этой программы, в который вошли разные сценки и песни, часть из которых раньше
не издавались. Через 2 месяца вышел второй выпуск программы, состоявший в
основном из пародий на телепередачи (Арик, например, изображал спортивного
комментатора) и песни из альбома «Пластилин».
Этот альбом также был
плодом творческого союза Айнштейна с Ханохом, который
написал большинство песен и был солистом в некоторых из них. В альбом вошли
такие песни, как «Пластилин», «Майя», «Эшетhаикар» («Жена крестьянина») и другие, среди которых
выделялся дуэт Айнштейна и ДжозиКац
«Маити» («Что со
мной»).
Альбомы «Шаблуль» и «Пластилин» не стали бестселлерами, но они
утвердили за Айнштейном статус классного певца,
современного и очень популярного.В 1970 г. он был выбран
«певцом года», а песня "Лама ли лакахат лалев" - «песней года».
В октябре 1970 г. Ханох
уехал в Англию, и Арик начал создавать новые музыкальные связи.
В начале1971 г. Айнштейн
записал альбом детских песен с гитаристом «Черчиллей» РобомХексли. В этом альбоме Арик впервые начал
сотрудничать с МикиГабриэловым,
это стало подготовкой к совместной работе над альбомом «БедешеэцельАвигдор» («На травке у Авигдора»).
«БедешеэцельАвигдор», один из классических образцов израильского
рока, вышел в середине 1971 г.
Стиль этого альбома сочетал мягкий рок, романтику и восточные мелодии, и очень
подходил к текстам, которые в большинстве своем рассказывали о взрослении и
тоске по юности, среди них «Ани оhев лишон» («Я люблю спать»), "Ани ве ата"(«Я и ты»), «Кафе турки» («Турецкий кофе») и др. Музыку ко всем песням этого альбома написал МикиГабриэлов. С выходом этого
альбома была выпущена программа «Луль-3».
В этот период «Черчилли»
уехали в Англию, и Айнштейн создал себе новую группу сопровождения из джазовых
музыкантов, которую назвал «Платина». В их числе был и гитарист Ицхак Клептер, с которым Айнштейн записалтакие песни, как «Кама товше бата hабайта» («Как хорошо, что ты вернулся домой») (на
мелодию Ханоха, ненадолго приехавшего на родину), «Яцануат» и др.
В середине1972 г.
Айнштейн начал записывать песни в обработке своего следующего «открытия», Шем-Това Леви, среди них «Ширахарейhамилхама» («Послевоенная песня») на слова самого
Айнштейна, и песни на английском языке.
Старое и новое
В 1973 г. Арик выпустил альбом
старых любимых песен «ЭрецИсраэльhаешанавеhатова» («Старая добрая ЭрецИсраэль»). В обработке Шем-Това Леви Айнштейн записал
такие песни, как «Руах став» («Осенний ветер»), «Рути», «Лайлалайла»
(«Ночь»), «hенэфшар» («Ведь возможно») и др. Также с
«Черчиллями» были записаны 2 новые песни: »), "Яхоль лиhйот шезе нигмар" («Может быть,
это закончилось») на слова ЙонатанаГефена и новая версия «ЙоэльМойшеСаломон». Этот альбом стал
одним из самых удачных в карьере Айнштейна.
Четвертая программа «Луль» сочетала печальные песни и скетчи. В нее вошли «Имаадама» («Мать земля»), «Ширахареймилхама»,
"Лё паам бакаиц"(«Не раз летом») и др.
В середине
1973 г.
из Англии вернулся Шалом Ханох и присоединился в
качестве исполнителя к концертам Айнштейна.Они
готовили совместное выступление, но в связи с внезапно разразившейся войной
Судного Дня они были на полгода призваны на военные
сборы и выступали перед солдатами на базах ЦАХАЛа,и только по пятницам появлялись «на
гражданке», в основном в клубах Тель-Авива.
Потом они возобновили
совместные концерты. Айнштейн, который был звездой первой величины, оказывал
огромное уважение Ханоху. Когда в одной из газет
опубликовали объявление о концерте, в котором имя Айнштейна было написано
крупнее, чем имя Ханоха, он отменил представление,
несмотря на то, что все билеты уже были проданы.
В это же время Айнштейн и
Габриэлов начали вместе работать над новым материалом,
который стал альбомом «Салеат».
Параллельно Айнштейн успел сняться в главной роли в фильме УриЗоhара «Эйнаимгдолот» («Большие глаза»), саундтрек
к которому написал Габриэлов.
В конце 1974 г. вышел альбом «Салеат» («Не торопись»)
Айнштейна и МикиГабриэлова,
большая часть которого была минорной, тихой и интимной. В альбом вошли такие
песни, как "Са леат" и «Ани оhев отахhайом» («Люблю тебя
сегодня»), «Эйнаимгдолот»
и «Ганшельшошаним» («Розовый сад»), и др.
В процессе выступлений Айнштейна
с концертами «Салеат»
сформировалась известная израильская рок-группа «Тамуз».
В 70-е гг. Айнштейн
записал еще 2 части альбома «ЭрецИсраэльhаешанавеhатова». В третью часть, среди прочего, вошла песня ЙониРехтера на слова Авраама Халфи "Атур мицхех"
ставшая классикой израильской песни.
Также в эти годы Айнштейн
записывал альбомыдетских песен и
продолжал выступать с концертами. В начале 1979 г. состоялось
совместное выступление Айнштейна и Ханоха, которое
имело большой успех, но Айнштейн почувствовал, что молодая публика пришла
посмотреть на новую звезду – Ханоха, а он как бы в
стороне. В связи с этим или нет, но именно тогда у него появилась идея
прекратить выступления.
Восьмидесятые годы
В конце 1980 г.вышел еще один совместный альбом Айнштейна и
Габриэлова «Хамушбемишкафаим»(«Вооруженный очками»), в который вошли
песни, написанные Габриэловым, Рехтером
и Ханохом. Это был последний раз, когда Ханох сочинял песни для Айнштейна, вплоть до 1996 г.
После выхода этого
альбома состоялось последнее «живое» выступлениеАрикаАйнштейна перед публикой. С тех пор, несмотря на
многочисленные просьбы и заманчивые финансовые предложения, он не возвращался
на сцену.
В 1982 г. вышел альбом
Айнштейна «Йошев аль hагадер» («Сижу на заборе»), музыку к которому написал
Ицхак Клептер. В альбом вошли и несколько песен на
слова Айнштейна: "Йошев аль hагадер, «Бокертов,
Амир» (посвященная его новорожденному сыну) и «Рак итах» («Только с тобой»).
На той же неделе, когда
вышел этот альбом, Айнштейн был ранен в тяжелой автомобильной аварии, в которой
пострадала и его жена Сима, а их подруга погибла. Эта авария очень повлияла на
песни Арика в его следующем альбоме,«Шавир»
(«Хрупкий»), который вышел в середине 1983 г. Это снова был плод совместного
творчества Айнштейна с Клептером.
В 1984 г. Айнштейн и Леви
выпустили альбом «Песекзман»
(«Перемена»), к которому Леви написал музыку, а Айнштейн – тексты.
В восьмидесятые годы
вышли также еще два выпуска «ЭрецИсраэльhаешанавеhатова».
В 1986 г. Айнштейн вернулся к
сотрудничеству с Габриэловым в альбоме «Оhев лиhйот бабайт» («Люблю быть
дома»). В 1987 г.
они выпустили еще один общий альбом, «Аль гвульhаор» («На границе света»), в который, среди прочих,
вошла песня «Уф гозаль» («Лети, птенец») на слова
Айнштейна. Мелодии к этим альбомам написал Габриэлов.
Это был последний альбом,
который Айнштейн и Габриэлов создали вместе. Связь
между ними прервалась после того, как Габриэлов в
одном из интервью сказал, что Айнштейн всегда завидовал ему и не давал ему
развиваться.
В 1988 г. Айнштейн и ЙониРехтер создали альбом из
песен Авраама Халфи, еще один из классических
альбомов Арика. Песни этого альбома в основном
носилиминорный характер. Рехтер написал музыку к песням "Цаар лах" («Тебе грустно»), «Аз ма
им бенадам» («А что если
человек») и др.
В дальнейшем они с Рехтером продолжили сотрудничество и записали несколько
альбомов детских песен.
Девяностые годы и
далее
В 1990г. Айнштейн выпустил
первую видеокассету длядетей, «Кмогдолим» («Как большие»), а в 1992 г. сделал фильм «Клавим» («Собаки»), который был пародией на телепередачи о
собаках.
В 1995 г. Айнштейн и Леви
выпустили первый с 1988 г. альбом для взрослых: «Ешби аhава» («Есть во мне любовь»). Этот альбом стал удачной
попыткой сотрудничества с новыми, молодыми авторами, как АвивГефен в "Ливкот леха" и Аркадий Духин, написавший музыку и слова к
песне, давшейназвание альбому, а также
песню "Биглалех"("Из-за тебя") на слова МихиШитрита. Альбом добился
существенного успеха и доказал, что и на четвертом десятилетии своей творческой
деятельности Айнштейн еще актуален и интересен.
В ноябре 1995, после
убийства Рабина, Айнштейн записал, как спонтанную реакцию, песню, которую написал
еще до убийства (о подруге, у которой случилось несчастье): «Зепитъомнафальалейа» («Это вдруг свалилось на нее»). Это звучало
как «Зепитъомнафаль аль Лея» (Лея – имя жены Рабина), что, впрочем, не
входило в намерения автора.
В 1997 г. Айнштейн и Леви
выпустили альбом новых песен «Леанпархуhапарпарим» («Куда улетели бабочки»). Кроме
мелодий Леви, в альбом вошли 2 песни Йеhуды Поликера,
песня УзиХитмана «Ахшавhаторлеаhава» («Сейчас
очередь любви»), песня Ханоха на слова ЯаковаРотблита «Шалом, хавер» («Прощай, друг»), и сюрприз альбома – песня Бэри Сахарова «Каше лихтовдмаот» («Трудно писать слёзы»).
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "АРИК АЙНШТЕЙН. ГОЛОС ИЗРАИЛЯ"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.