Те же инструменты, которые были известны грекам уже
в гомеровское время и которые они заимствовали у фригийцев и лидян, остались у
них до позднейшего времени, но устройство их постепенно усложнялось. Усовершенствование
инструментов началось вместе с развитием национальной греческой музыки, т.е.
около VII в. до н. э., но не у всех эллинских племен и не для всех
инструментов. Напротив, каждое племя усовершенствовало тот инструмент, который
ему нравился больше других.
Любимыми инструментами славившихся своими
музыкальными способностями аркадийцев были простая флейта и многоствольная
цевница (сиринкс), считавшаяся изобретением бога Пана; беотийцы, и особенно
фивяне, выбрали себе лидийскую флейту и короткую дудку; спартанцы, которые, как
и вообще дорийские племена, музыкой занимались сравнительно мало, уже со времен
Терпандра (VII в. до н. э.) отдали предпочтение лире, а афиняне — простой и
двойной флейте.
Из струнных инструментов самыми древними были
лира и кифара, изобретение которых приписывается самому Аполлону. Кифара
первоначально служила гомерическим певцам аккомпанементом речитатива, как
самостоятельный инструмент ее стал использовать Аристоник (около 700 г. до н.
э.). Немного позднее, приблизительно около 650 г. до н. э., такое же
самостоятельное значение приобрела и четырехструнная лира благодаря
усовершенствованиям, сделан ным в ней Терпандром, который к четырем ее струнам
прибавил еще три. Впоследствии форма лиры многократно изменялась, но число
струн оставалось одно и то же до времен Александра, когда появились лиры с
одиннадцатью струнами.
По рисункам видно, как старинная, тяжелая и
массивная лира постепенно превращалась в легкую и красивую лиру позднего времени.
Из-за больших размеров лиру приходилось держать
коленями и привязывать к левой руке, чтобы освободить руки играющего, или
прижимать к левому бедру.
При игре одной рукой лиру просто придерживали. Толь
ко в редких случаях струн касались пальцами, обыкновенно же их перебирали
заимствованной у египтян заостренной с обоих концов палочкой из слоновой кости
или металла (плектрон), которая прикреплялась к лире на шнурке.
Из всех струнных
инструментов, в разное время пришедших к грекам с Востока, прижились у них
только лира и кифара. На музыкальные состязания, в одеоны и на празднества
допускали только тех, кто играл либо на этих инструментах, либо на флейте, даже
если это был странствующий музыкант.
Остальные струнные инструменты, родиной которых была
Азия, не оказали никакого влияния на греческую музыку. Прежде всего это
касается таких инструментов, издавна известных древним египтянам и народам
Ближней и Средней Азии, как сорокаструнный эпигоний, двадцатитрехструнный
магадие илипектис, барбитон, самвика, тригононидр.
Из них один тригонон, как усовершенствованная
многострунная арфа, был принят и греками, но и на нем чаще всего играли только
азиатские гетеры.
По дошедшим до нас изображениям греческих флейт
трудно заметить какое-либо существенное отличие от нарисованных на египетских
памятниках. Но такое отличие было, и заключалось оно прежде всего в том, что
отверстие, в которое дуют, в греческих флейтах находилось посередине, а на
египетской флейте — сбоку.
Греки различали несколько видов флейт. Авлос было общим названием духовых
инструментов (за исключением трубы, рога и семиствольной цевницы) и собственно
флейты (прямой); плагиаулос называлась кривая (загнутая на конце) флейта; затем
различали флейту одинарную (монаулос) и двойную (диаулос).
Кроме того, были еще карийская, лидийская,
фригийская и фивейская флейты.Для
усиления тона инструмента флейтисты повязывали себе рот особого рода повязками,
регулирования звуков и раз личных модуляций достигали посредством клапанов или
подвижных колков и амбушюр различной
формы; флейтисты всегда имели при себе несколько таких амбушюр и носили их в
футляре для флейты.
Простая аркадийская дудка и сиринкс впоследствии
также были зачислены в музыкальные инструменты, причем число стволов в сиринксе
было увеличено до девяти.
Из ударных инструментов кимвалы, тамбурины и кроталы (род деревянных или металлических
кастаньет) использовались преимущественно при оргастических торжествах
танцовщицами, которые сопровождали ими свои танцы.
ИСТОЧНИК: Г. Вейс. Истоки европейской цивилизации.
Древняя Греция
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "МУЗЫКА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.