На
празднике «великих Дионисий», учрежденном афинским тираном Писистратом,
выступали, помимо лирических хоров с обязателыным в культе Диониса
дифирамбом, также и трагические хоры. Античная традиция называет первым
трагическим поэтом Афин Феспида и указывает на 534 г. до н. э. как на
дату первой постановки трагедии во время «великих Дионисий».
Эта
ранняя аттическая трагедия конца VI и начала V вв. еще не была драмой в
полном смысле слова. Она являлась одним из ответвлений хоровой лирики, но отличалась двумя существенными особенностями:
1)
кроме хора, выступал актер, который делал сообщение хору, обменивался
репликами с хором или с его предводителем (корифеем); 'в то время как
хор не покидал места действия, актер уходил, возвращался, делал новые
сообщения хору о происходящем за сценой и при надобности мог менять
обличие, исполняя в свои различные приходы роли разных лиц; в отличие
от вокальных партий хора актер этот, введенный, согласно античной
традиции, Феспидом, не 'пел, а декламировал хореические или ямбические
стихи;
2)
хор принимал участие в игре, изображая группу лиц, поставленных в
сюжетную связь с теми, кого представлял актер. Количественно партии
актера были еще очень незначительны, и он, тем не менее, был носителем
динамики игры, так как в зависимости от его сообщений менялись
лирические настроения хора.
Сюжеты
брались из мифа, но в отдельных случаях трагедии составлялись и на
современные темы; так, после взятия Милета персами в 494 г. «поэт
Фриних поставил трагедию «Взятие Милета»; победа над персами при
Саламине послужила темой для «Финикиянок» того же Фриниха (476 г.),
содержавших прославление афинского вождя Фемистокла. Произведения
первых трагиков не сохранились, и характер разработки сюжетов в ранней
трагедии в точности не известен; однако уже у Фриниха, а может быть еще
и до него, основным содержанием трагедии служило изображение
какого-либо «страдания». Начиная с последних лет VI в. за постановкой
трагедии следовала «драма сатиров» — комическая пьеса на мифологический
сюжет, в которой хор состоял из сатиров. Первым творцом сатировских
драм для афинского театра традиция называет Пратина из Флиунта (в
северном Пелопоннесе).
Интерес
к проблемам «страдания» был порожден религиозными и этическими
брожениями VI в., той борьбой, которую складывавшийся рабовладельческий
класс города вел, опираясь на крестьянство, против аристократии и ее
идеологии Демократическая религия Диониса играла в этой борьбе
значительную роль и выдвигалась тиранами (например Писистратом или
Клисфеном) в противовес местным аристократическим культам. В орбиту
новых проблем не могли не попасть и мифы о героях, принадлежавшие к
основным устоям полисной жизни и составлявшие одну из важнейших частей
в культурном богатстве греческого народа. При этом переосмыслении
греческих мифов на первый план стали выдвигаться уже не эпические
«подвиги» и не аристократическая «доблесть», а страдания, «страсти»,
которые можно было изображать так же, как изображались «страсти»
умирающих и воскресающих богов; этим путем можно было сделать миф
выразителем нового мироощущения и извлечь из него материал для
актуальных в революционную эпоху VI в. проблем «справедливости»,
«греха» н «воздаяния». Возникшая в ответ на эти запросы трагедия
восприняла наиболее близкий к привычным формам хоровой лирики тип
изображения «страстей», часто
встречающийся и в первобытных обрядах: «страсти» не происходят на
глазах у зрителя, о них сообщается через посредство «вестника», а
справляющий обрядовое действие коллектив реагирует песней и пляской на
эти сообщения. Благодаря введению актера, «вестника», отвечающего на
вопросы хора, в хоровую лирику вошел динамический элемент, переходы
настроения от радости к печали и обратно — от плача к ликованию.
АРИСТОТЕЛЬ О ТРАГЕДИИ
Очень важные сведения о литературном генезисе аттической трагедии сообщает Аристотель.
В 4-й главе его «Поэтики» рассказывается, что трагедия «подверглась
многим изменениям», прежде чем приняла свою окончательную форму. На
более ранней ступени она имела «сатировский» характер, отличалась
несложностью сюжета, шутливым стилем и обилием плясового элемента;
серьезным произведением она стала лишь впоследствии. О «сатировском»
характере трагедии Аристотель говорит в несколько неопределенных
выражениях, но мысль, по-видимому, та, что трагедия некогда имела форму
драмы сатиров. Истоками трагедии Аристотель считает импровизации
«зачинателей дифирамба».
Сообщения
Аристотеля ценны уже потому, что принадлежат очень осведомленному
автору, в распоряжении которого был огромный, не дошедший до нас
материал. Но они подтверждаются также и показаниями других источников.
Есть сведения, что в дифирамбах Ариона (стр. 89) выступали ряженые
хоры, по имени которых отдельные дифирамбы получали то или иное
название, что в этих дифирамбах, кроме музыкальных частей, имелись и
декламационные партии сатиров. Формальные особенности ранней трагедии
не представляли, таким образом, абсолютного нововведения и подготовлены
были развитием дифирамба, т. е. того жанра хоровой лирики, который
непосредственно связан с религией Диониса. Более поздним примером
диалога в дифирамбе может служить «Фесей» Вакхилида (стр. 93).
«КОЗЛИНЫЙ ХОР»
Другим подтверждением указаний Аристотеля является и самое название жанра: «трагедия» (tragoidia). В буквальном переводе оно означает «козлиную песнь»
(tragos — «козел», oide — «песнь»). Смысл этого термина был неизвестен
уже античным ученым, и они создавали различные фантастические
толкования, вроде того, что козел будто бы служил наградой для
победившего в состязании хора. В свете сообщений Аристотеля о былом
«сатировском» характере трагедии происхождение термина может быть легко
объяснено. Дело в том, что в некоторых областях Греции, главным образом
в Пелопоннесе, демоны плодородия, в том числе и сатиры, представлялись
козлообразными. Иначе в аттическом фольклоре, где пелопоннесским козлам
соответствовали конеобразные фигуры (силены); однако и в Афинах
театральная маска сатира содержала, наряду с лошадиными чертами (грива,
хвост), также и козлиные (бородка, козья шкура), и у аттических
драматургов сатиры нередко именуются «козлами». Козлообразные фигуры
воплощали сладострастие, их песни и пляски следует представлять себе
грубыми и непристойными. На это намекает и Аристотель, когда говорит о
шутливом стиле и плясовом характере трагедии на ее «сатировской» стадии.
«Трагические», т. е. ряженые козлами, хоры были связаны и вне культа Диониса с мифологическими фигурами «страстного» типа.Так,
в городе Сикионе (северный Пелопоннес) «трагические хоры» прославляли
«страсти» местного героя Адраста; в начале VI в. сикионский тиран
Клисфен уничтожил культ Адраста и, как говорит историк Геродот, «отдал
хоры Дионису».
В «трагических хорах» должен был поэтому занимать значительное место элемент заллачки,
который был широко использован в позднейшей трагедии. Заплачка, с
характерным для нее чередованием причитаний отдельных лиц и хорового
плача коллектива, явилась, вероятно, и формальным образцом для частых в
трагедии сцен совместного плача актера и хора.
Однако,
если аттическая трагедия и развилась на основе фольклорной игры
пелопоннесских «козлов» и дифирамба арионовского типа, все же решающим
моментом для возникновения ее было перерастание «страстей» в
нравственную проблему. Сохраняя в формальном отношении многочисленные
следы своего происхождения, трагедия по содержанию и идейному характеру
была новым жанром, ставившим вопросы человеческого поведения на примере
судьбы мифологических героев. По выражению Аристотеля, трагедия «стала
серьезной». Такой же трансформации подвергся и дифирамб, потерявший
характер бурной диоиисовской песни и превратившийся в балладу на
героические сюжеты; примером могут служить дифирамбы Вакхилида. И в том
и в другом случае детали процесса и его отдельные этапы остаются
неясными.
По-видимому,
песни «козлиных хоров» впервые, стали получать литературную обработку в
начале VI в. в северном Пелопоннесе (Коринф, Сикион); на рубеже VI и V
вв. в Афинах трагедия была уже .произведением на тему о страданиях
героев греческого мифа, и хор рядился не в маску «козлов» или сатиров,
а в маску лиц, сюжетно связанных с этими героями. Трансформация
трагедии происходила не без противодействия сторонников традиционной
игры; раздавались жалобы, что на празднестве Диониса исполняются
произведения, «не имеющие никакого отношения к Дионису»; новая форма,
однако, возобладала. Хор старинного типа и соответственный шутливый
характер игры были сохранены (или, быть может, восстановлены через
некоторое время) в особой пьесе, которая ставилась вслед за трагедиями
и получила название «сатировской драмы». Эта веселая пьеса с неизменно
благополучным исходом соответствовала последнему акту обрядового
действа, ликованию о воскресшем боге.
Рост
социального значения отдельной личности в жизни полиса и повысившийся
интерес к ее художественному изображению приводят к тому, что в
дальнейшем развитии трагедии роль хора уменьшается, вырастает значение
актера и увеличивается число актеров; но остается неизменной самая
двусоставность, наличие хоровых партий и партий актера. Она отражается
даже на диалектальяой окраске языка трагедии: в то время как
трагический хор тяготеет к дорийскому диалекту хоровой лирики, актер
произносил свои партии по-аттически, с некоторой примесью ионийского
диалекта, являвшегося до этого времени языком всей декламационной
греческой поэзии (эпос, ямб). Двусоставностью аттической трагедии
определяется и .ее внешняя структура. Если трагедия, как это было
обычно впоследствии, начиналась с партий актеров, то эта первая часть,
до прихода хора, составляла пролог.
Затем следовал парод, прибытие хора; хор вступал с двух сторон в
маршевом ритме и исполнял песню. В дальнейшем происходило чередование
эписодиев (привхождений, т. е. новых приходов актеров), актерских сцен,
и стсимов (стоячих песен), хоровых партий, исполнявшихся обычно, когда
актеры удалялись. За последним стасимом шел эксод (выход),
заключительная часть, в конце которой и актеры и хор покидали место
игры. В эписодиях и эксоде возможен диалог актера с корифеем
(предводителем) хора, а также коммос, совместная лирическая партия
актера и хора. Эта последняя форма особенно свойственна традиционному
плачу трагедии. Партии хора по своей структуре строфичны. Строфе
соответствует антистрофа; за ними могут следовать новые строфы и
антистрофы иной структуры (схема: аа, вв, сс); эподы встречаются
сравнительно редко.
Антрактов
в современном смысле слова в аттической трагедии не было. Игра шла
непрерывно, и хор почти никогда не покидал места игры во время
действия. В этих условиях перемена места действия в середине пьесы или
растягивание его на долгий срок создавали резкое нарушение сценической
иллюзии. Ранняя трагедия (включая Эсхила)
не отличалась в этом отношении большой требовательностью и обращалась
довольно свободно как с временем, так и с местом, используя разные
части площадки, на которой происходила игра, как разные места действия;
впоследствии стало обычным, хотя и не безусловно обязательным, что
действие трагедии происходит на одном месте и не превышает своей
длительностью одного дня. Эти особенности построения развитой греческой
трагедии получили в XVI в. наименование «единства места» и «единства
времен и». Поэтика французского классицизма придавала, как известно,
очень большое значение «единствам» и возводила их в основной
драматургический принцип.
Необходимыми составными частями аттической трагедии являются «страдание»,
сообщение вестника, плач хора. Катастрофальный конец для нее нисколько
не обязателен; многие трагедии имели примирительный исход. Культовый
характер игры, вообще говоря, требовал благополучного, радостного
конца, но, поскольку этот конец был обеспечен для игры в целом
заключительной драмой сатиров, поэт мог избрать тот финал, который
находил нужным.
И. Тронский
ИСТОЧНИК: ТРОНСКИЙ И.М. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. – Л., 1946. - C. 107-111.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "ГРЕЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.