ПСАЛМЫ– сборник хвалебных гимнов, обращенных к Богу, древние
евреи называли ТхиллимилиТиллим (на иврите תְּהִלִּים). Слово псалом пришло к нам из древнегреческого
языка (по-гречески ψαλμοί— песни под аккомпанемент инструмента псалте́рион). Отсюда появилось и русское
название 19-й книги Ветхого Завета – Псалтырь (Псалтирь).
Еврейская книга Псалмы делится на пять меньших книг. Каждая из первых четырех книг
отделяется от последующей так называемой доксологией (формулой хвалы Богу). Лексико-стилистические
особенности этих литургических формул позволяют датировать их периодом после вавилонского
пленения евреев (то есть не
раньше 6 в. до н. э.). в то же время наличие их в Септуагинте(древнегреческом
переводе Библии) показывает, что они
написаны не позднее середины 2 в. до н. э.
Наиболее древним
сборником псалмов является первая книга (точнее Пс. 3–41). За исключением
псалмов 10 и 33 авторство всех псалмов этого сборника приписываютизраильскому
царю Давиду.Библия рассказывает, что в юности Давид отличался
искусной игрой на арфе, изобретал музыкальные инструменты, слагал плачи и был
«сладким певцом Израилевым».
Всего в Псалтырь
входит 150 псалмов. С жанровой точки зрения они весьма разнообразны. Основной формой является гимнический
жанр, который и определил название всей книги — Тхиллим (буквально `славословия`). В целом
Псалтирь рассматривают как поэму, восхваляющую веления, славу и провидение
Бога. Некоторые псалмы особо подчеркивают роль Бога как царя Вселенной и обычно
выделяются в отдельную жанровую группу так называемых коронационных гимнов (Пс.
47, 93, 96–99).
Другая группа —
так называемые Сионские псалмы — славословит Божий город Иерусалим с горой
Сион, которую Бог избрал своим местопребыванием (Пс. 46, 48, 76 и др.). Около
трети Псалтири составляют ламентации (жалобы) — как индивидуальные (около
сорока), так и от лица всего народа, оплакивающего обрушившиеся на него
бедствия (44, 60, 74, 79 и др.). Для многих ламентаций характерно выражение
непоколебимой веры в то, что молитва будет услышана.
Еще одним жанром
являются благодарственные гимны, чаще от лица индивидуума (9, 10, 18, 30
и др.). Несколько особняком стоят так называемые царские гимны, в центре
которых — помазанник Божий, земной царь Иудеи (2, 18, 20, 21 и др.). Ряд псалмов имеет нравоучительный характер (1, 15, 24,
32 и др.).
В древнем Израиле псалмы обычно исполняли профессиональные певцы и музыканты во времябожественной литургии. При каждом псалме, как правило, указывались
способ исполнения и «модель», то есть соответствующий напев.
Процесс, в
результате которого чтение псалмов стало частью обязательныхмолитв, длился много веков. В Талмуде чтение псалмов в ходе
молитвы считается проявлением глубокого личного благочестия молящегося, и этот
взгляд послужил основанием для включения псалмов в обязательную литургию.
С раннего
средневековья псалмы оказывали огромное влияние на литературу, искусство и
музыку. Так, И. Г. Гердер писал, что «стоит десять лет изучать еврейский язык,
чтобы прочесть в подлиннике псалом 104». Псалмы переводили и парафразировали в
стихах и прозе, им подражали и слагали гимны и эпические поэмы, вдохновленные
содержанием или стилем псалмов. Среди первых переводов псалмов —
англосаксонский (9 в.) и церковнославянский (10 в.). В 13–15 вв. Псалтирь
переводилась по всей Европе учеными и поэтами, а в некоторых странах переводы
псалмов были среди первых книг, изданных типографским способом, в частности,
французская Псалтирь в переводе Жака Лефевра д‘Эстапля (1509), «Псалтеж
Давидув» Яна Кохановского (1578) в Польше и Псалтирь Корези (1578–80) в
Румынии. В 1545 г. в Венеции вышел в свет перевод Псалтири на идиш Э. Левиты. Немецкий перевод (еврейскими буквами) был сделан
философом М.
Мендельсоном (дедушкой немецкого композитора Ф. Мендельсона) в 1783 г. В 19 и 20 вв. псалмы продолжали вдохновлять
поэтов и восхищать широкую публику. Так, английский политический деятель У. Э.
Гладстон (1809–98), сравнивая «все чудеса греческой цивилизации» с «одной
единственной книгой псалмов», заключил, что «райские цветы... цвели только в
Палестине».
В христианском
средневековье книга Псалмы была наиболее популярной частью Ветхого завета, и
потому рукописи этой книги часто иллюстрировались миниатюрами. Наиболее
популярной фигурой был царь Давид, играющий на арфе. Этот образ вдохновлял и
некоторых художников нового времени (Э. Делакруа, Э. Бендеманн и др.).
В период
становления христианства пение псалмов было главным средством личного и
общинного выражения приверженности вере и с тех пор остается важным элементом в
христианской литургии. Псалмы исполнялись не только во время богослужений, но в домашних молитвах, перед
боем и при передвижении строем. Первоначально в церкви они пелись всей общиной.
Пение чаще было респонсорным — певец пел стихи Псалмов, а община —рефрен, иногда иантифонным. В 4 веке входило в обиход и пение Псалмов ансамблями —
детским, мужским, женским. Псалмы исполнялисьакапелла, лишь в домашней обстановке разрешалось применение
инструментов. Тип исполнения был речитативно-псалмодическим. Помимо целых псалмов, использовались и отдельные,
наиболее выразительные стихи из них. На этой основе возникли самостоятельные
песнопения —антифон, градуал, трактус иаллилуйя.
Псалмы и речитативная традиция их исполнения (псалмодия) были принятыхристианской церковью. Древними христианами псалмы исполнялись в унисон. В Среднеие века псалмы стали подвергаться поэтической и музыкальной
переработке, в 14 веке появились многоголосные
псалмы.
В 15 веке появились и многоголосные обработки псалмов.
Первоначально в Италии они были выдержаны в простом
гомофонном складе, вскоре принявшем формуфобурдона, которая сохраняла значение в европейских странах на
протяжении нескольких столетий. Использовалось сопоставление хоров, солиста и
хора; стали привлекаться инструменты, сама музыкальная ткань
полифонизировалась. Около 1500 появляются
полифонические музыкальные воплощения псалмов: около двадцати 4-голосных
псалмов оставил Жоскен де Пре (Нидерланды), которыестали образцами для других композиторов.
С 15 века в псалмах применяются многохорность, более сложная
полифония, к участию широко привлекаются инструменты, используются приёмы
концертного стиля. Большое влияние на развитие псалмов оказали сочинения в этом жанре итальянских композиторов
Дж. Габриели и К. Монтеверди. Во Франции сложился свой тип псалма, в котором основное внимание обращалось на
характеристику текста, в Англии П. развивались в форме энзема. Позднее псалмы
по стилю музыки сблизились с мессой, мотетом, кантатой. Сочинения на тексты
псалмов или с использованием их мелодий создали композиторы Палестрина
(Италия), О. Лассо (Нидерланды), Г. Шюц, И. С. Бах (под названием
«мотеты») (Германия).В России В. П. Титов положил на музыку
«Псалтырь рифмованную» (1690) Симеона Полоцкого.
В 16 векепсалмы
получили распространение в профессиональной некультовой музыке и часто
распевались в быту (псалмыМиколая Гомулки,
Клода
Гудимеля и др.).
В 19 веке в связи с протестантским движением сложилась
"псалмодическая" песня. Авторами таких многоголосных песен на тексты
псалмов были К. Гудимель и К. Ле Жён во Франции, М. Гомулка в Польше.
В 19-20 вв. — Тексты псалмов
использовали в своих композицияхтакие композиторы
как Дж. Палестрина, Г. Шютц, И.С. Бах, Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон-БартольдиФ. Лист, И. Брамс, И. Ф. Стравинский и др.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "ПСАЛМЫ И ПСАЛТЫРЬ"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.