МУЗЫКА И ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

ЕГИПЕТ И ДВУРЕЧЬЕ
ИНДИЯ И КИТАЙ
ИЗРАИЛЬ
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
ДРЕВНИЙ РИМ

НОВОСТИ


ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Главная » Статьи » МУЗЫКА И ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА » ИЗРАИЛЬ




ПСАЛМЫ И ПСАЛТЫРЬ

Просмотров: 5233 | Рейтинг: 0.0/0 | КОММЕНТИРОВАТЬ | СТАТЬ АВТОРОМ!




Материалы по теме: ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ

ПСАЛМЫ – сборник хвалебных гимнов, обращенных к Богу, древние евреи называли Тхиллим или Тиллим (на иврите תְּהִלִּים). Слово псалом пришло к нам из древнегреческого языка (по-гречески ψαλμοί — песни под аккомпанемент инструмента псалте́рион). Отсюда появилось и русское название 19-й книги Ветхого Завета – Псалтырь (Псалтирь).  

Еврейская книга Псалмы делится на пять меньших книг. Каждая из первых четырех книг отделяется от последующей так называемой доксологией (формулой хвалы Богу). Лексико-стилистические особенности этих литургических формул позволяют датировать их периодом после вавилонского пленения евреев (то есть не раньше 6 в. до н. э.). в то же время наличие их в Септуагинте (древнегреческом переводе Библии) показывает, что они написаны не позднее середины 2 в. до н. э.

Наиболее древним сборником псалмов является первая книга (точнее Пс. 3–41). За исключением псалмов 10 и 33 авторство всех псалмов этого сборника приписывают израильскому царю Давиду. Библия рассказывает, что в юности Давид отличался искусной игрой на арфе, изобретал музыкальные инструменты, слагал плачи и был «сладким певцом Израилевым».

Всего в Псалтырь входит 150 псалмов. С жанровой точки зрения они весьма разнообразны. Основной формой является гимнический жанр, который и определил название всей книги — Тхиллим (буквально `славословия`). В целом Псалтирь рассматривают как поэму, восхваляющую веления, славу и провидение Бога. Некоторые псалмы особо подчеркивают роль Бога как царя Вселенной и обычно выделяются в отдельную жанровую группу так называемых коронационных гимнов (Пс. 47, 93, 96–99).

Другая группа — так называемые Сионские псалмы — славословит Божий город Иерусалим с горой Сион, которую Бог избрал своим местопребыванием (Пс. 46, 48, 76 и др.). Около трети Псалтири составляют ламентации (жалобы) — как индивидуальные (около сорока), так и от лица всего народа, оплакивающего обрушившиеся на него бедствия (44, 60, 74, 79 и др.). Для многих ламентаций характерно выражение непоколебимой веры в то, что молитва будет услышана.

Еще одним жанром являются благодарственные гимны, чаще от лица индивидуума (9, 10, 18, 30 и др.). Несколько особняком стоят так называемые царские гимны, в центре которых — помазанник Божий, земной царь Иудеи (2, 18, 20, 21 и др.). Ряд псалмов имеет нравоучительный характер (1, 15, 24, 32 и др.).

В древнем Израиле псалмы обычно исполняли профессиональные певцы и музыканты во время божественной литургии. При каждом псалме, как правило, указывались способ исполнения и «модель», то есть соответствующий напев.

Процесс, в результате которого чтение псалмов стало частью обязательных молитв, длился много веков. В Талмуде чтение псалмов в ходе молитвы считается проявлением глубокого личного благочестия молящегося, и этот взгляд послужил основанием для включения псалмов в обязательную литургию.

С раннего средневековья псалмы оказывали огромное влияние на литературу, искусство и музыку. Так, И. Г. Гердер писал, что «стоит десять лет изучать еврейский язык, чтобы прочесть в подлиннике псалом 104». Псалмы переводили и парафразировали в стихах и прозе, им подражали и слагали гимны и эпические поэмы, вдохновленные содержанием или стилем псалмов. Среди первых переводов псалмов — англосаксонский (9 в.) и церковнославянский (10 в.). В 13–15 вв. Псалтирь переводилась по всей Европе учеными и поэтами, а в некоторых странах переводы псалмов были среди первых книг, изданных типографским способом, в частности, французская Псалтирь в переводе Жака Лефевра д‘Эстапля (1509), «Псалтеж Давидув» Яна Кохановского (1578) в Польше и Псалтирь Корези (1578–80) в Румынии. В 1545 г. в Венеции вышел в свет перевод Псалтири на идиш Э. Левиты. Немецкий перевод (еврейскими буквами) был сделан философом М. Мендельсоном (дедушкой немецкого композитора Ф. Мендельсона) в 1783 г. В 19 и 20 вв. псалмы продолжали вдохновлять поэтов и восхищать широкую публику. Так, английский политический деятель У. Э. Гладстон (1809–98), сравнивая «все чудеса греческой цивилизации» с «одной единственной книгой псалмов», заключил, что «райские цветы... цвели только в Палестине».

В христианском средневековье книга Псалмы была наиболее популярной частью Ветхого завета, и потому рукописи этой книги часто иллюстрировались миниатюрами. Наиболее популярной фигурой был царь Давид, играющий на арфе. Этот образ вдохновлял и некоторых художников нового времени (Э. Делакруа, Э. Бендеманн и др.).

В период становления христианства пение псалмов было главным средством личного и общинного выражения приверженности вере и с тех пор остается важным элементом в христианской литургии. Псалмы исполнялись не только во время богослужений, но в домашних молитвах, перед боем и при передвижении строем. Первоначально в церкви они пелись всей общиной. Пение чаще было респонсорным — певец пел стихи Псалмов, а община —рефрен, иногда иантифонным. В 4 веке входило в обиход и пение Псалмов ансамблями — детским, мужским, женским. Псалмы исполнялись акапелла, лишь в домашней обстановке разрешалось применение инструментов. Тип исполнения был речитативно-псалмодическим. Помимо целых псалмов, использовались и отдельные, наиболее выразительные стихи из них. На этой основе возникли самостоятельные песнопения —антифон, градуал, трактус и аллилуйя.

Псалмы и речитативная  традиция их исполнения (псалмодия) были приняты христианской церковью. Древними христианами псалмы исполнялись в унисон. В Среднеие века псалмы стали подвергаться поэтической и музыкальной переработке, в 14 веке появились многоголосные псалмы.

В 15 веке появились и многоголосные обработки псалмов. Первоначально в Италии они были выдержаны в простом гомофонном складе, вскоре принявшем форму фобурдона, которая сохраняла значение в европейских странах на протяжении нескольких столетий. Использовалось сопоставление хоров, солиста и хора; стали привлекаться инструменты, сама музыкальная ткань полифонизировалась. Около 1500 появляются полифонические музыкальные воплощения псалмов: около двадцати 4-голосных псалмов оставил Жоскен де Пре (Нидерланды), которые стали образцами для других композиторов.

С 15 века в псалмах применяются многохорность, более сложная полифония, к участию широко привлекаются инструменты, используются приёмы концертного стиля. Большое влияние на развитие псалмов оказали сочинения в этом жанре итальянских композиторов Дж. Габриели и К. Монтеверди. Во Франции сложился свой тип псалма, в котором основное внимание обращалось на характеристику текста, в Англии П. развивались в форме энзема. Позднее псалмы по стилю музыки сблизились с мессой, мотетом, кантатой. Сочинения на тексты псалмов или с использованием их мелодий создали композиторы Палестрина (Италия), О. Лассо (Нидерланды), Г. Шюц, И. С. Бах (под названием «мотеты») (Германия). В России В. П. Титов положил на музыку «Псалтырь рифмованную» (1690) Симеона Полоцкого.

В 16 веке псалмы получили распространение в профессиональной некультовой музыке и часто распевались в быту (псалмы Миколая Гомулки, Клода Гудимеля и др.).

В 19 веке в связи с протестантским движением сложилась "псалмодическая" песня. Авторами таких многоголосных песен на тексты псалмов были К. Гудимель и К. Ле Жён во Франции, М. Гомулка в Польше.

В 19-20 вв. — Тексты псалмов использовали в своих композициях такие композиторы как Дж. Палестрина, Г. Шютц, И.С. Бах, Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон-Бартольди Ф. Лист, И. Брамс, И. Ф. Стравинский и др.

 Лидия ГОРОХОВСКАЯ

(В статье использованы материалы сайтов www.wikipedia.org, www.eleven.co.il (Электронная еврейская энциклопедия).

Дорогие друзья! Мы очень рады, если статья "ПСАЛМЫ И ПСАЛТЫРЬ" показалась вам интересной или помогла в работе или учебе.

OrpheusMusic.Ru - это частный проект, который существует с 2009 года благодаря усилиям его создателя и нескольких авторов. Все эти годы мы собирали для вас самые интересные и информативные статьи о музыке, культуре и искусстве, а также поддерживали учителей музыки, ИЗО и других предметов.

Наш сайт был создан аматорами, которых объединила любовь к музыке и искусству. За все время существования сайта у нас никогда не было серьезной финансовой поддержки, поэтому, чтобы существовать дальше и обеспечивать бесперебойную работу портала, мы открываем краудфандинговый сбор. Мы будем вам сердечно благодарны, если вы пожертвовуете сумму по вашему выбору и тем самым поможете нашему порталу выжить в эти непростые времена. Вместе у нас все получится!



2009-07-15


Теги: ДРЕВНЕЕВРЕЙСКАЯ МУЗЫКА

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ




Комментарии



Уважаемый гость! Чтобы добавить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на нашем сайте.


Хостинг от uCoz