Добавить компанию




МУЗЫКА И ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

ЕГИПЕТ И ДВУРЕЧЬЕ
ИНДИЯ И КИТАЙ
ИЗРАИЛЬ
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
ДРЕВНИЙ РИМ

НОВОСТИ


ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Главная » Статьи » МУЗЫКА И ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА » ИЗРАИЛЬ




МУЗЫКА В ИЗРАИЛЕ БИБЛЕЙСКИХ ВРЕМЕН

Просмотров: 6508 | Рейтинг: 5.0/2 | КОММЕНТИРОВАТЬ | СТАТЬ АВТОРОМ!




Материалы по теме:

Зарождение музыкальной культуры Древнего Израиля восходит, вероятно, к эпохе, предшествовавшей поселению еврейских племен в Эрец-Исраэль. Некоторое представление о музыкальной жизни библейского периода и последующих веков можно составить по сведениям, содержащимся в Священном Писании и других литературных источниках древности. В Торе многократно упоминается музыка, иногда с указанием средств воспроизведения - пение, инструменты: названо не менее 24 различных музыкальных инструментов.

Благодаря археологическим раскопкам, обильному иллюстративному материалу - керамическим изделиям, наскальным рисункам, статуэткам, монетам и др. с изображением музыкантов или музыкальных инструментов, стало известно, что евреям библейской эпохи были знакомы инструменты четырех видов: идиофоны (ударные инструменты, звук которых извлекался из самого корпуса инструмента), мембрафоны (ударные инструменты с натянутой кожей и т. п.), аэрофоны (духовые) и хордофоны (струнные).
    
Сведения о музыке периода Первого храма скудны, но на основании библейских текстов и археологических данных можно утверждать, что она была важной составной частью духовной жизни. Царь Давид, хотя и не удостоился построить Храм, начал собирать средства на его строительство и реформировал порядок музыкального сопровождения храмовой службы: "Давид состарился... и собрал всех... левитов... Из них для дела в доме Г-споднем... четыре тысячи прославляющих Г-спода на музыкальных инструментах, которые он сделал для прославления" (I Хроник, 23:1-5). Царь Давид не только создал образцы лирических религиозных песнопений, но и упорядочил литургические функции музыкальных инструментов. В дальнейшем при Храме состояли и участвовали в службе огромный хор (певчие) и оркестр: сообщается, что во время церемонии освящения Храма 120 жрецов играли на трубах (II Хроники, 5:12). Существует предположение, что из 38 тысяч левитов, несших храмовую службу, 4 тысячи были профессиональными музыкантами. Их обучали при Храме; впоследствии музыканты выделились в особую касту.
    
Как и у других древних народов, искусство у евреев было синкретическим (т. е. музыка, пение и танец были неотделимы друг от друга). Музыка имела прикладной характер: она использовалась при отправлении религиозных обрядов и в быту. Праздники, торжества (общенародные, местные и семейные), процессии, встречи воинов и тому подобное - все это сопровождалось инструментальной музыкой, песнями и плясками.
     
Одним из древнейших, наиболее известных и распространенных жанров ритуальной музыки является псалом. Псалмы необычайно разнообразны по характеру и содержанию: среди них есть и торжественные дифирамбы, и скорбные размышления, и проникновенные просьбы, и властные заклинания; в них и иступленная вера, и робкая надежда. Содержание псалма, вероятно, обуславливало характер его исполнения, роль и образный строй музыки (декламации и сопровождения). Традиция приписывает авторство Книги Псалмов царю Давиду. Исполнение псалмов получило большое распространение уже в эпоху Первого Храма, впоследствии псалмы стали исполняться и вне Храма.

    
К началу новой эры сложились три способа исполнения псалмов: сольное пение, респонсорное пение - соло, сопровождаемое хоровыми репликами - "ответами", хоровое исполнение без солиста (возможно разделение хора на две группы и диалог между ними - так называемый антифон). И сегодня во многих еврейских общинах солист, или кантор, пропевает часть литургического текста, ему вторит хор собравшихся. В средние века в синагогальную службу вошли песнопения с рефреном, причем часто рефрен исполнялся в самом начале пиюта, чтобы публика усвоила его заранее (нередко его исполняли на общеизвестный мотив) и могла дружно вступить по окончании очередной строфы. Псалмы ознаменовали важнейший этап развития древнееврейской поэзии и музыки.

     
Древнееврейская музыка была в основе одноголосна. Танцевальные мелодии, вероятно, отличались ритмической четкостью, их исполнение сопровождалось хлопаньем в ладоши или аккомпанементом ударных инструментов. Для культовых напевов были характерны метроритмическая свобода, богатая мелизматика - украшение основной линии.

    
Накануне и в период Вавилонского пленения (586 - 536 гг. до н. э.) духовные вожди осуждали музицирование как занятие, неподобающее народу, который пребывает в бедствии. Пророк Исайя клеймил музыкальные развлечения наряду с чревоугодием: "И лира, и арфа, бубен и свирель, и вино на пиршествах их... за то народ мои пойдет в плен" (5:12-13). С трагической силой чувство горечи изгнания выражено в знаменитом псалме "На реках Вавилонских": "На вербах ... повесили мы наши арфы... Как нам петь песнь Господню на земле чужой?.." (137:2-5).

    
Конец эпохи Второго храма широко отражен в Талмуде, а также в сочинениях Иосифа Флавия и Свитках Мертвого моря. Сведения о храмовой службе основаны на свидетельствах очевидцев. В мишнаитском трактате Тамид описаны ежеутренние жертвоприношения, сопровождавшиеся музыкой, а в трактате Арахин даны сведения о коллективе музыкантов в храмовом оркестре.

     
Из других источников мы знаем, что в каждый день недели исполнялись свои псалмы и что в Храме дозволялось играть на музыкальных инструментах даже в субботу, потому что территория Храма - особая территория, где действуют свои законы. В Первом Храме ансамбль левитов-музыкантов, как и хор левитов-певцов, состоял как минимум из двенадцати взрослых мужчин, а в особых обстоятельствах разрастался до "бессчетного количества" участников. В эпоху Второго Храма число музыкантов могло быть существенно меньше, чем число левитов, и среди первых могли быть и не левиты. Интересно, что некоторые духовые инструменты в оркестре не участвовали, а звучали лишь в паузах как сигнал к очередному этапу храмового ритуала. Барабаны и бубны по-прежнему оставались вне литургии - на них играли женщины (и сегодня бубен на иврите называется тоф Мирьям - бубен Мирьям, сестры Моисея).

     
Женщины не участвовали в храмовом служении, но выступали в музыкальных представлениях светского характера: среди евреев, возвратившихся из вавилонского пленения в Иудею вместе с Эзрой, упомянуты "певцы и певицы числом двести" (Эзра, 2:65).

     
Во времена Второго Храма у евреев оформились три типа музыки: храмовая, дворцовая и народная, сопровождавшая труд и отдых. До наших дней дошла - со всеми позднейшими наслоениями - лишь литургическая музыка, которая сохранилась на юге Аравийского полуострова среди йеменских евреев, в Вавилоне, где евреи живут с 6 века до н. э., в некоторых областях Италии, Сирии, Северной Африки.

     
Когда в 70 году н. э. в результате Первой Иудейской войны независимость Иудеи была уничтожена и Храм разрушен, прекратилась игра на инструментах при отправлении религиозной службы. Вообще же настороженное, подчас враждебное отношение к музыке как к самостоятельному искусству и, особенно к инструментальной музыке нередко проявляется на страницах поздних библейских книг. О музыке там говорится как о некоем предмете роскоши, занятии богатых и праздных. Еще в Экклезиасте, размышляя о бренности земной жизни, рассказчик порицает себя за излишества: "Завел у себя певцов и певиц и усладу сынов человеческих - разные музыкальные инструменты" (2:8). Запрещение игры на музыкальных инструментах по субботам и праздникам подтверждено позднейшим кодексом Шулхан Арух (1565).

    
Однако любовь евреев к музыке вынуждала иных раввинов смягчаться: дозволялись определенные виды трудовых песен, такие как песни пахарей и рыбарей (а песни ткачей были объявлены непристойными), существовали профессиональные плакальщицы, надрывное пение которых сопровождалось голосами по меньшей мере двух флейт. Еврейские книги рассказывают, что от веселой пляски зачастую не могли удержаться даже убеленные сединами старцы.


Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтакте и Google+. Подписаться на RSS можно здесь.




Дорогие друзья! Мы всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "МУЗЫКА В ИЗРАИЛЕ БИБЛЕЙСКИХ ВРЕМЕН" показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ru интереснее и информативнее.

Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.



По материалам: http://klezmer.com.ua
2009-06-15


Теги: ЕВРЕЙСКАЯ МУЗЫКА

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ




Комментарии



Уважаемый гость! Чтобы добавить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на нашем сайте.


Присоединяйтесь!

Рекомендуем

Концерты

11.01.2018

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

30-31.12.17

Мюзикл Мюзикл "Щелкунчик и мышиный король"

20.12.17

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы». Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

11.03.17

В Москве пройдет мультимедийное театрально-цирковое шоу «Человек-амфибия» В Москве пройдет мультимедийное театрально-цирковое шоу «Человек-амфибия»

9.04.17

Международный фестиваль LegeArtis впервые пройдет в Москве Международный фестиваль LegeArtis впервые пройдет в Москве

Ваше Мнение

Какие рубрики нашего сайта вам наиболее интересны?

Эксклюзивы

Мстислав Ростропович. Жизнь как легенда Мстислав Ростропович. Жизнь как легенда

Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь

Сусанна Зарайская. Как быстро выучить иностранный язык с помощью музыки Сусанна Зарайская. Как быстро выучить иностранный язык с помощью музыки

Женские голоса. Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано Женские голоса. Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано

Исаак Дунаевский. Жизнь и творчество Исаак Дунаевский. Жизнь и творчество

Хосе Каррерас. Жизнь и творчество Хосе Каррерас. Жизнь и творчество

Новости Культуры

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

Мюзикл

Мюзикл "Щелкунчик и мышиный король"

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

Владимир Спиваков и Симона Кермес открыли XV юбилейный сезон Дома музыки в Светлановском зале

Владимир Спиваков и Симона Кермес открыли XV юбилейный сезон Дома музыки в Светлановском зале

19 сентября состоялся официальный релиз нового сингла Александра Когана

19 сентября состоялся официальный релиз нового сингла Александра Когана

Радио “Орфей” отметит столетие Октябрьской революции премьерой симфонической поэмы всемирно известного узника ГУЛАГа

Радио “Орфей” отметит столетие Октябрьской революции премьерой симфонической поэмы всемирно известного узника ГУЛАГа

Мастер-Класс

Мастер-классы по вокалу от Полины Гагариной Мастер-классы по вокалу от Полины Гагариной

7 главных качеств, которыми должен обладать хороший учитель музыки 7 главных качеств, которыми должен обладать хороший учитель музыки

Урок-конкурс "Музыкальная семья" Урок-конкурс "Музыкальная семья"

КВН юных филологов. Внекласное мероприятие для 6-го класса КВН юных филологов. Внекласное мероприятие для 6-го класса

Детям о Великой Отечественной войне. Сценарии праздников Детям о Великой Отечественной войне. Сценарии праздников

Блоги

Эннио Маркетто - бумажный человек Эннио Маркетто - бумажный человек

Топ-6 мифов о классической музыке Топ-6 мифов о классической музыке

Тест: На какого известного музыканта вы похожи? Тест: На какого известного музыканта вы похожи?

Музыканты шутят. Самые убойные фразы дирижеров симфонических оркестров Музыканты шутят. Самые убойные фразы дирижеров симфонических оркестров

Куда поехать летом? Золотое кольцо России Куда поехать летом? Золотое кольцо России

Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0