Детям предлагается опираясь на поэтический текст сочинить мелодию приближая ее к «мелодии» стихотворения.
• Ученикам предлагается самим сочинить свои мелодии в определенном стиле, жанре, форме (старшие классы), образе (младшие классы) или на заданный текст.
• Ритмизация литературных текстов исходя из выразительности слова. Заданный размер (старшие классы); заданные длинные и короткие звуки (младшие классы).
Игра «Цвет и звук»
Карточки различного цвета раскладываются по классу. Детям предлагается выбрать цвет, соответствующий их внутреннему настроению и выполнить следующие задания:
• по очереди голосом озвучить цвет, каким они его слышат; • зазвучать всем вместе (одновременно) и каждому по-своему; • создать звуковое произведение и исполнить под управлением дирижера. Перевод музыки на язык другого вида искусства. Предлагается перевести «переинтонировать» услышанный музыкальный образ на конкретные или абстрактное его выражение в живописи, танце, литературе, пантомиме.
Например 1 класс, 2 четверть. Тема «О чем говорит музыка». Д.Кабалевский «Танец молодого бегемота» (танец) 2 класс, 1 четверть. Тема «Песенность».Э.Григ «Утро» из сонаты "Пер Гюнт”.(пантомима) 5 класс, 1 четверть. Тема «Песня без слов» П.Чайковский «Грустная песенка». (Живопись) 7 класс, 3 четверть. Тема «Музыкальная драматургия». О.Тактакишвили «Сегодня умер Руставели». (Литература)
Игра «Эмоции»
•Для проведения игры используются карточки с обозначенными на них эмоциональными характеристиками (радость, горе, ярость, нежность…). Карточки раздаются участникам. Каждый пытается озвучить и передать в движении или мимикой ту или иную эмоцию. Остальные дети пытаются определить услышанное или увиденное.
Ролевая «Ассоциации»
•8 кл. а) Предлагается составить цепочку своих ассоциативных признаков, которые являются отличительными для данного композитора. Например: Работа ученика 7 класса: = Классик – отечественный – философ – наставник – основатель русской классики – мой идеал (М.И.Глинка) Работа ученика 7 класса: = Классик – гений – солнечный – легкая музыка = (В.А.Моцарт)
5,6 кл. б) Составить цепочку ассоциаций работая со словарем (при изучении творческого пути композитора).
8 кл. в) После прослушивания произведения ученикам предлагается по цепочке назвать ассоциативные слова, относящиеся и к произведению, и к уже названным словам. Все варианты фиксируются на доске и в тетради. Домашним заданием может послужить написание мини-сочинения на заданную или свободную тему, опираясь на перечисленные понятия. К проблемно-моделирующей игре могут относиться и другие формы игровых ситуаций: 1).Сочинение песни по кругу. Первый по цепочке ребёнок поёт фразу, второй придумывает продолжение и т. д. так, чтобы последний в цепочке закончил предложение. 2).Защита фантастических музыкальных проектов. Учащиеся придумывают фантастическую ситуацию. Например, из жизни музыкальных инструментов, и пытаются доказать их жизнеспособность. 3). Узнавание песни по ритму.
Задание 1.Синтезация различных образных решений в пределах одного и того же сюжета, например: «Тема мира у П. Пикассо и С. Прокофьева », «Весна в произведениях П. Чайковского, С. Рахманиного, К. Дебюсси. И. Стравинского».
Задание 2. Сравнение романсов разных композиторов, написанных на один и тот же текст и т. д.
Задание 3. Составление художественных коллекций из произведений различных видов искусства с целью развития умения видеть их эмоциональную общность.
Задание 4. Подбор соответствующих литературных, поэтических эпиграфов музыки к картинкам, например: И. Айвазовского, И. Левитана, И. Шишкина и др.
Задание 5. Нахождение различного в сходном. Сравнение, сопоставление музыкальных, литературных и художественных произведений для развития способности находить эмоциональные внутренние связи (а не только сюжетные) в различных творениях искусства, близких по замыслу и в то же время отличающихся образным решением.
Задание 6. Сравнение различных способов художественного воплощения одного и того же сюжета. Например: «Руслан и Людмила» А.Пушкина и М.Глинки, а также его исполнительских интерпретаций.
Задание 7. Цветное моделирование музыки.
Задание 8. Словесное рисование. Сочинение литературных портретов к изучаемым произведениям.
В музыкальной школе Лира уроки музыки превращаются в сплошное удовольствие. У квалифицированных преподавателей-музыкантов вы освоите нотную грамоту, а также научитесь играть на гитаре и фортепиано.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Ролевые игры на уроках музыки"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.
Ролевые игры являются важным звеном в развитии учащихся младшего школьного возраста. Я тоже провожу уроки, включая в них ролевые игры: «Я сочинитель», игра «Эмоции». Это очень нравится детям и пробуждает в них интерес к урокам.