В конце 40-х гг. в Западной Европе и США на смену механическим устройствам для воспроизведения звука — граммофону и патефону — пришёл более современный электрический проигрыватель (электрофон). Тогда же были созданы новые технологии производства грампластинок.
Маленькая пластинка со скоростью сорок пять оборотов в минуту обычно содержала по одной композиции на каждой стороне и называлась «сингл» (англ. single). Большой «диск» со скоростью тридцать три и одна треть оборота в минуту вмешал на двух сторонах около сорока минут звучания и получил наименование «долгоиграющая пластинка» (англ. long play, сокращённо LP), или «альбом». В те же годы распространились музыкальные автоматы (их устанавливали в барах, закусочных и других подобных заведениях); появилось множество радиостанций небольшого радиуса действия, передававших музыкальные программы.
Всё это повысило спрос на новые записи, а соответственно на новых музыкальных исполнителей с постоянно меняющимся репертуаром. Их продвижению на музыкальную сцену в значительной мере способствовали
возникшие в то же время небольшие студии звукозаписи, так называемые инди (англ. indie, от independent— «независимый»). В отличие от крупных компаний, предпочитавших иметь дело со звёздами, они готовы были выпускать пластинки малоизвестных исполнителей.
Начинающий музыкант обычно записывал сингл и отдавал его на радио.
От ведущего музыкальной радиопередачи — диск-жокея (англ. disc jockey, сокращённо Dj) — во многом зависело, выйдет та или иная песня в эфир или нет. Об успехе композиции судили по спискам популярности, публикуемым на основе данных о продаже пластинок в престижных музыкальных изданиях. Композиция, попавшая в такой список, называлась «хит» (от англ. hit— «удар»); отсюда ещё одно наименование списка популярности — «хит-парад». Если сингл получал признание у слушателей, на его основе создавалась долгоиграющая пластинка.
В США пластинка, распроданная на сумму в миллион долларов, считалась «золотой», а разошедшаяся тиражом в миллион экземпляров — «платиновой». (В Англии, где рынок сбыта музыкальной продукции намного меньше американского, эти параметры значительно ниже.) Коммерческий успех музыкантов определяли, прежде всего, тиражи пластинок, поэтому к их выходу приурочивались рекламная кампания и гастроли.
Звуковая техника продолжала совершенствоваться. В 50-х гг. распространились магнитофоны, появилась стереофоническая запись.
Студийные образцы магнитофонов стали многоканальными, что дало возможность небольшому числу исполнителей записывать практически неограниченное количество вокальных и инструментальных партий. Запись альбома, осуществлявшаяся на заре рок-музыки за несколько часов, во второй половине 60-х гг. могла занимать много дней и даже месяцев.
Появление в 70-х гг. синтезаторов, которые позволяли не только воспроизводить звучание инструментов и звуки, существующие в природе, но и создавать искусственные звучания, ещё больше расширило возможности музыкантов. Значительно возросла роль продюсера — руководителя звукозаписи в студии, а сама студия превратилась в своеобразную творческую лабораторию музыкантов.
С течением времени усложнилась не только студийная техника, но и сценическая. Небольшие концертные залы уже не могли вместить растущее число поклонников популярных исполнителей. Это привело к созданию мощной (и громоздкой) сценической аппаратуры, способной озвучивать стадионы, появилось световое, пиротехническое оборудование и пр.
Организацией концертов и обеспечением всей деятельности рок-группы обычно занимались не сами музыканты, а их менеджер, который заключал контракты со студиями звукозаписи, концертными залами, поддерживал связи со средствами массовой информации и т. д.
От его способностей в значительной степени зависел не только коммерческий успех музыкантов, но и их возможность заниматься собственным делом — творчеством. Распространившиеся в 80-х гг. компьютеры, цифровая запись и компакт-диски значительно повысили качество звукозаписи. Одновременно они снизили требования к профессиональному уровню музыкантов. Композитор получил возможность при помощи компьютера использовать уже созданные музыкальные заготовки, а исполнитель — не переписывать неудачную партию, а исправить ошибки прямо на дисплее компьютера.
Появившиеся в те же годы видеоклипы и музыкальное телевидение во многом способствовали превращению музыкального творчества в производство, а популярных исполнителей — в успешные коммерческие предприятия, что ярко проявилось в следующем десятилетии.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Рок- музыка. Технология и бизнес"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.