«Все творчество Робсона
корнями уходит глубоко в народные толщи, питается соками жизни и как бы
выкристаллизовывает в себе то бесценное, что веками создавал, копил
талантливый, веселый, певучий, жизнерадостный и несчастный негритянский
народ, — писал в 1958 году советский писатель Борис Полевой. —
Могучий голос необыкновенно широкого диапазона, удивительного звучания
сочетается у него с незаурядным даром трагического актера.
Робсон покоряет
слушателей одновременно и силою голоса и редкостным мастерством игры. Слава
Робсона‑вокалиста, Робсона — драматического актера, Робсона — исполнителя
негритянских песен увеличивалась как ком снега, сорвавшийся в весенний день с
нагретого солнцем горного склона и неудержимо вырастающий в буйную, могучую
лавину».
Поль Робсон родился 9
апреля 1898 года в городе Принстоне (штат Нью‑Джерси) в семье бедного
негритянского священника. С раннего возраста мальчик познал нужду, голод,
лишения, общественное презрение к себе как к негру.
"В 1910 году мы
переехали в Сомервилл, более крупный город, находившийся на полпути между
Уэстфилдом и Принстоном, — пишет Робсон в своей книге. — Здесь
преподобный Робсон служил пастором церкви Святого Фомы до дня своей смерти,
последовавшей восемь лет спустя.
В Сомервилле я учился в
восьмом классе школы (здесь снова была школа только для цветных) и окончил ее
первым учеником. Отец, видимо, был доволен этим, хотя другого он и не ждал от
меня. Его натуре было чуждо всякое самолюбование. Я часто рассказывал, как он
никогда не был доволен оценкой в девяносто пять баллов, если можно было
получить сто. Не потому, что наивысшая оценка была для него каким‑то фетишем, а
потому, что понятие личной добросовестности, составлявшее главную его страсть,
неразрывно было связано с идеей, согласно которой человек обязан свершить
максимум того, на что он способен. Успех в жизни следует исчислять не деньгами
или личным преуспеянием — целью человека должно быть наиболее полное раскрытие
заложенных в нем самом возможностей".
Младший среди братьев,
Поль с детских лет поражал окружающих своими исключительными и многообразными
способностями. Чтобы заработать деньги на обучение, Робсон не отказывался ни от
какой работы. Однако главная трудность была в другом: в расовой дискриминации,
с которой в Соединенных Штатах приходится сталкиваться на каждом шагу.
В Колумбийском
университете он отлично учился по всем предметам — Поль стал одним из трех
первых студентов‑негров в Америке, которым удалось добиться государственной
стипендии. Видя талант Робсона‑оратора, студенты избрали его председателем
своего дискуссионного клуба. Но преуспевал Поль не только в науках — он стал
одним из лучших бейсболистов страны и особенно отличался на ринге как боксер.
Спортивные предприниматели сулили ему богатство, если он согласится стать
профессиональным боксером. Но…
В 1919 году Робсон,
окончив университет с дипломом бакалавра правоведения, пытается найти работу по
специальности. Наконец с большим трудом ему удалось устроиться в одну из контор
в Нью‑Йорке. Увы, его вскоре просто выжили оттуда коллеги. Робсон решает
попробовать свои силы на сцене.
Как пишет В.М. Зимянин:
"С помощью Лайта друзьям удалось договориться с владельцами небольшого
зала в Гринвич‑Виллидж, которые определили удобную для них дату концерта — 19
апреля 1925 года. На подготовку программы у Робсона и Брауна оставалось всего
три недели — срок немыслимо короткий даже для многоопытных музыкантов. Но жаждущим
признания новичкам обычно неведома трезвая расчетливость профессионалов. Поль и
Ларри репетировали, забыв обо всем на свете, прерываясь лишь на время,
необходимое для еды и сна, за чем внимательно следила Эсси.
К концу второй недели
репетиций друзья составили программу будущего концерта. В нее вошли шестнадцать
песен, религиозных и светских, созданных во времена рабства и написанных
современными негритянскими композиторами. Готовя программу, Поль и Ларри
отбирали лишь те произведения, слова и музыка которых, по убеждению друзей,
наиболее полно отражали помыслы и устремления темнокожего народа Америки. Уже в
самих названиях песен угадывалось своеобразие национального характера
американских негров, в котором, несмотря на горести и тяготы несправедливой судьбы,
сохранялось неуемное жизнелюбие: печальные, щемящие душу «Опозорь имя свое»,
«Плачущая Мэри», «Иногда я чувствую себя сиротой», «Прощай, прощай!»,
«Исчезни», «Двигайся медленнее, чудесная колесница», «Никто не знает, как мне
тяжело», «Водонос» — и возвышенно‑торжественные, исполненные веры в лучшую
участь «Всякий раз, когда на меня нисходит озарение», «Я знаю, что Господь
возложил на меня руки свои», «Иисус готов к битве под Иерихоном», «Спустись на
землю, Моисей».
Исполнением последнего
спиричуэла начал Поль Робсон свой концерт. Уже около полуночи находчивый Джеймс
Лайт догадался погасить свет в зале, и только тогда утомленные певец и пианист
смогли покинуть сцену.
Ранним утром следующего
дня донельзя возбужденный Ларри ворвался в комнатушку Робсонов, победно
размахивая пачкой свежих газет. Не обращая внимания на слегка опешивших от
такого вторжения Эсси и Поля, он громко зачитывал выдержки из газетных
рецензий:
— «Пение Поля
Робсона не поддается описанию. В его голосе слышатся удары гигантских колоколов».
А здесь, кажется, и обо мне: «Мистер Браун — мастер своего дела». Вынужден
согласиться с музыкальным обозревателем «Нью‑Йорк уорлд». Далее следует
авторитетная «Нью‑Йорк таймс». Не буду подвергать скромность Поля серьезному
испытанию и опущу чрезмерные, на мой взгляд, похвалы в его адрес. Зачитываю
только ключевую фразу: «Пение одного человека выражает муки и чаяния целого
народа». Каково? А критик из «Нью‑Йорк ивнинг пост» сравнивает тебя с великим
Шаляпиным. Не смущайся, сравнение, честно говоря, преждевременное, но считай,
что тебе по крайней мере указали верное направление.
5 января 1926 года
концертом в нью‑йоркском Таун‑холле начались гастроли Робсона по Америке,
организованные «Бюро Джеймса Б. Понда». С большим успехом поет молодой певец в
Филадельфии, Балтиморе, Чикаго. Критик Гленн Диллейд Ганн отмечает в
февральском номере «Чикаго гералд‑экзаминер»: «Я слышал лучший из негритянских
голосов и один из великолепнейших басов мира. Те, кому посчастливилось попасть
вчера вечером в „Оркестр‑холл", когда там состоялся первый чикагский концерт
Поля Робсона, подтвердят, что я не преувеличиваю».
Так благодаря Робсону
негритянская музыка вышла на большую эстраду. Ее могли слышать не только
черные, но и белые. Сам певец сказал: «Мой народ в мечте о лучшем будущем
создал сотни песен… теперь я песнями буду бороться за то, что считаю святым
делом своей жизни…»
Начиная с середины 20‑х
годов певец много времени проводит в Англии. Робсон пишет:
«Начав свою артистическую
деятельность в качестве концертного певца и актера в Соединенных Штатах, я, как
и многие другие негритянские артисты, отправился за границу прежде всего для
того, чтобы работать там по своей профессии. Если в настоящее время в
Соединенных Штатах возможности работы для негритянских артистов все еще весьма
ограниченны, то тридцать лет назад дело обстояло во много раз хуже. После
нескольких поездок за границу я решил остаться в Европе и поселился в Лондоне.
Причина была та же самая, которая в течение многих лет побуждала миллионы
негров переселяться с юга США в другие районы страны. Только мне в Лондоне
жилось несравненно лучше, чем неграм с Миссисипи в Чикаго.
О моем успехе в Лондоне
уже писалось. Я достиг его благодаря тому, что в Англии у меня были для этого
все возможности. Но речь пойдет не о том. Конечно, мне было приятно, что я смог
занять заметное место в театре, кино и стать популярным концертным певцом,
пластинки которого пользуются успехом. Еще большее удовлетворение я испытывал
от дружественного приема, который я встречал в английском обществе. Вначале это
было преимущественно «высшее общество» — люди, которые покровительствовали
искусству и составляли основную часть публики в концертных залах. Так я
оказался среди самых аристократических кругов. Здесь я был «принят», выражаясь
старомодным языком, который в Англии все еще в обычае, как джентльмен и как
«ученый муж». Образование, полученное мною в университете Ратжерса, и моя
склонность к исследовательской работе придавали мне в Англии больший вес, чем в
Америке, где чековая книжка ценится выше, чем ум, и где людей науки часто не
принимают всерьез, а то и подозревают в «подрывной деятельности»».
С большим интересом певец
следил за положением дел в 30‑е годы в СССР, мечтая встретиться с советскими
людьми. Поль даже начал изучать русский язык. В 1934 году Робсон впервые
приехал в Москву. И он не разочаровался в первой стране Советов. Более того,
Робсон навсегда полюбил страну, где ощутил себя полноценным человеком.
Конец 30‑х годов певец
проводит в концертных поездках по Испании, США, Канаде, Англии. Свои концерты
Робсон превращает в антифашистские демонстрации. Вместе с песнями американских
негров звучат песни других народов и так полюбившиеся ему советские песни:
«Широка страна моя родная», «Любимый город», «Полюшко‑поле».
Из Европы он возвращается
на родину в конце 30‑х годов как триумфатор. С успехом выступает с самых
больших эстрад. Тысячи и тысячи рабочих проделывают порой сотни километров, для
того чтобы послушать его пение, побеседовать с Большим Полем, как они его
называют. Напетые им пластинки идут нарасхват. Владельцы радиокомпаний считают
весьма выгодным включать его выступления в программы концертов. Большой Поль —
любимый гость в индустриальных городах, на рабочих окраинах.
В годы Второй мировой
войны певец приветствует успехи Советской страны. Робсон организует сбор
средств на нужды обороны, выступает за быстрейшее открытие второго фронта в
Европе. В 1942 году он становится первым негром, исполнившим роль Отелло на
американской сцене.
После войны он снова
выступает с концертами в нашей стране. Гастроли Робсона в СССР официальные
круги США расценили как подрывную деятельность. В 1950 году государственный
департамент США лишает певца заграничного паспорта и он не может совершить
турне по Европе, а также поехать на Всемирный конгресс сторонников мира, в
числе учредителей которого состоит. Одна из крупнейших киностудий отзывает свое
приглашение сниматься в фильме.
После концерта в
Пикскилле, где куклуксклановцы пытались линчевать певца, даже профсоюзы стали
бояться приглашать его. И вот один из величайших вокалистов современности
постепенно расстается с тем, что было нажито в лучшие времена. Робсоны продают
домик, отказываются от машины.
Лишенный возможности
петь, артист задыхается. Он начинает выступать по воскресеньям в маленькой
негритянской церкви в Гарлеме. Но даже этой возможности его вскоре лишили.
Когда профсоюзы канадских
горняков и металлургов пригласили Робсона дать для их членов большой открытый
концерт, в Канаду певца не пустили. Но в воскресный день тридцать тысяч
канадских рабочих, с женами, с детьми, со стариками съехались к канадской
границе. Так, не переступая границы, Робсон спел для тысяч канадских и
американских тружеников. Шахтеры горняцкого района Великобритании — Уэльса
организовали в мае 1957 года концерт американского певца… по телефону.
В конце концов возмущение
народов, требования прогрессивных сил самой Америки заставили вновь открыть
перед Робсоном концертные залы, вернуть ему заграничный паспорт. «Робсон снова
поет, веселый, вдохновенный, могучий!», — кричали огромные заголовки
газет. Люди часами простаивали в очередях, чтобы купить билет на его концерт.
"Весной 1958 года
мне с группой советских ветеранов войны довелось побывать в гостях у
Робсона, — пишет Б. Полевой. — Чтобы повидаться с нами, артист
прервал свою гастрольную поездку и из Чикаго прилетел в Нью‑Йорк. Он был все
такой же могучий, несгибаемый, весь дышащий энергией.
— Добро
пожаловать! — произнес он по‑русски, встретив нас в дверях, и тут же
засыпал вопросами о Москве, о новостях нашей музыкальной и вокальной культуры,
о жизни советского народа. Даже внешне он напоминал борца, который ненадолго
сошел с ринга, чтобы пожать руку друзьям и ринуться в новую схватку".
В августе 1958 года
Робсон в третий раз приезжает в СССР, где выступает с концертами, а после возвращения
в Лондон с триумфом исполняет роль Отелло на сцене шекспировского театра.
В 1965 году певца
постигла трагедия: от неизлечимой болезни умерла жена. После этого Робсон уже
не выступал с концертами, но общественной деятельности не прекратил. Он поселился
в доме своей сестры в Филадельфии. Пятнадцатого апреля 1973 года в «Карнеги‑холле»
состоялось чествование знаменитого певца и артиста. Робсон, уже тяжело больной,
не присутствовал на нем. Он скончался 23 января 1976 года и был похоронен на
Фернклиффском кладбище. На могильной плите были выбиты слова: «Я сделал свой
выбор. Иного пути для меня нет».
Источник: Самин Д. 100 великих актеров. - М.: Вече, 2002.
Любите американскую музыку? Смотрите самые лучшие клипы онлайн. Все любимые звезды и знаменитости.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Поль Робсон. Жизнь и творчество"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.