«Но я надеюсь, что однажды найду такую комнату, которая будет настолько мала и тесна, что я устану от одиночества» («Контрабас»)
26 марта исполняется 67 лет Патрику Зюскинду, немецкому драматургу, сценаристу и писателю, автору всемирно известного романа "Парфюмер" и музыкальной пьесы «Контрабас».
Долгое время Патрик Зюскинд был известен только благодаря бестселлеру «Парфюмер. История одного убийцы», вышедшему в 1985 г. Биография молодого человека, обладающего чудесным и одновременно ужасным даром создавать чарующие ароматы, вот уже 30 лет будоражит умы новых и новых читателей. А в 2006 году этот роман был успешно экранизирован.
Роман «Парфюмер», безусловно, сделал Зюскинда в 1985 году одним из самых узнаваемых писателей современной германской литературы. Однако о самом Патрике известно очень мало. Автор не любит рассказывать о себе где бы то ни было и практически не даёт интервью. Общественности не известно, женат писатель или нет, и есть ли у него дети. Опубликовано всего три фотографии Зюскинда. Так есть ли хоть какие-то факты биографии писателя, доступные широким массам?
"Ах, да оставьте же меня, наконец, в покое!" («Повесть о господине Зоммере»)
Известно, что Патрик Зюскинд родился 26 марта 1949 года в Амбаси у Штарнберзького озера в Германии. Был вторым сыном знаменитого публициста Вильгельма Эммануэля Зюскинда. Детство писателя проходило в баварском городе Холцхаузен, где поначалу он посещал сельскую школу, а потом гимназию. По окончании школы и службы в армии Зюскинд начал учить историю в Мюнхене и зарабатывал средства благодаря любой, даже самой тяжелой работе, которая попадалась ему.
Несмотря на интерес к истории, Патрик Зюскинд отказался от научной карьеры. Он предпочёл заниматься творческой работой, не ограниченной рамками строгой науки. После посещения в 1974 году лекций, которые помогли будущему писателю усовершенствовать знания французского языка и культуры, он стал зарабатывал деньги написанием сценариев. В частности, вместе с режиссером Гельмутом Дитлем Зюскинд написал сценарии к двум успешным телевизионным фильмам «Кир Рояль и Монако Франц» и «Россини, или Вопрос кто с кем спал».
Однако настоящего успеха Зюскинд добился в 1984 году, когда была поставлена его пьеса «Контрабас». Этот спектакль, показанный в форме монолога, был столь успешен, что, как поговаривают сейчас, именно во время одного из его показов представитель издательства «Диоген» заинтересовался автором.
В основе сюжета этой одноактной пьесы – рассказ музыканта, обожающего свой инструмент. Несмотря на то, что контрабас ему часто мешает (он неудобный и громоздкий), герой Зюскинда не может отказаться от своего верного спутника. Для него контрабас – важнее всех людей, ведь он живой и никогда не покинет своего хозяина.
«Музыка — это всегда человечность . <...> Нечто человеческое вообще, в принципе, я бы сказал, один из врожденных, несущих элементов духа в человеческой душе. Музыка пребудет вечно и всюду... Потому что музыка... по ту сторону физического бытия, истории и политики, она вне богатства и бедности, вне жизни и смерти. Музыка — вечна» («Контрабас»)
После премьеры в Мюнхене пьеса стала одной из самых популярных в Европе. Поставлена она и в России. «Контрабас» сопровождается краткой автобиографией Зюскинда и высказываниями искусствоведов о его творчестве.
Критика отметила, что хотя автор и не играл на контрабасе, но сумел создать то, «что не написал ни один композитор. Меланхолическое произведение для одного контрабаса».
«Игрaть нa контрaбaсе - тяжелейший физический труд; когдa-нибудь это вообще перестaнет иметь отношение к музыке. Поэтому ни один ребенок никогдa не сможет играть на контрaбaсе. Я сaм нaчaл в семнaдцaть. Теперь мне тридцaть пять. Это не был мой добровольный выбор. Скорее кaк беременность у невинной девушки - чисто случaйно.» («Контрабас»)
В 1985 году произошло знаковое событие, пожалуй, для всей современной литературы – в свет вышел уже упоминавшийся роман Патрика Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы», имевший оглушительный успех. Он был переведён более, чем на 40 языков, и до сих пор каждый год переиздаётся многотысячными тиражами.
Написанию предшествовала кропотливая подготовительная работа: автор объехал места действия будущего романа, довольно долгое время вникал в секреты парфюмерии на фирме «Фрагонард», и, наконец, изучал большое количество литературных и культурологических источников, которые он щедро использовал в романе.
Сам Зюскинд видел в качестве режиссера экранизации "Парфюмера" только Стенли Кубрика. После смерти режиссера в марте 1999 года Патрик заявил через своего агента, что теперь ему все равно, кто снимет фильм.
В романе Зюскинд взялся обосновать тот факт, что гений и грех — вещи совместимые. Он подводит читателя к мысли о том, что сила гения может быть созидательной либо разрушительной в зависимости от того, что аккомпанирует его — любовь либо ненависть. Если гений избирает путь зла, непомерная сила его таланта уничтожает его самого и не оставляет ничего полезного для мира. Потому история и не сохранила имен таких людей.
«Все великие подвиги духа отбрасывают не только свет, но и тени, и приносят человечеству наряду с благодеяниями и горести, и печали.» («Парфюмер. История одного убийцы»)
Главного героя романа «Парфюмер» звали Жан Батист Гренуй. «Гренуй», как известно, в переводе с французского значит «лягушка». Герой и похож на отталкивающую существо в людском обличье — ожесточенный, ловкий, он обладает неописуемым для человека чутьем. Как лягушка, он — «хладнокровный», но ощущает тепло живой плоти. Как животное, он убивает не из ненависти либо зависти, а для того, чтоб выжить.
«Никто не мог постичь, что этот хилый, маленький, согбенный человечек, стоявший там, в окне, что этот червячок, эта горстка праха, это ничтожество совершило две дюжины убийств. Правда, никто не мог бы сказать, как он, собственно, представлял себе убийцу — этого дьявола, — но в одном все были единодушны: не так!» («Парфюмер. История одного убийцы»)
Есть мало книжек, которым удается поменять стиль жизни собственных читателей. Познакомившись с «Парфюмером», даже самые рьяные ненавистники духов и одеколонов обычно стали посетителями парфюмерных салонов. А если заложить меж страничками романа полосы бумаги, пропитанные разными элитными духами,- то вы еще поглубже погрузиться в атмосферу этой умопомрачительной истории.
Зюскинд открывает нам тайну человечьих отношений. Запах, считает создатель, оказывает влияние на наше подсознание и вызывает в нас те или иные чувства, хотя мы даже не догадываемся об их истоках.
«В аромате есть убедительность, которая сильнее слов, очевидности, чувства и воли. Против неё нет средств».(«Парфюмер. История одного убийцы»)
После «Парфюмера» свет увидели новые произведения Зюскинда, - новеллы и рассказы . События в них происходят в современный читателям период, и, если некоторые моменты в них и были неоднозначны, то никак не ассоциировались с «Парфюмером».
Наиболее популярными стали «Голубка» (1987) и автобиографическая, как утверждают филологи, «Повесть о господине Зоммере» (1991), также прославившие своего автора, хотя, быть может, и в меньшей степени.
В последние годы представители СМИ заявили общественности о том, что Зюскинд вообще ничего не пишет. Однако, например, в 2005 году свет увидел фильм «О поисках любви», сценаристом которого выступил Патрик Зюскинд. Это особенно примечательно в свете того, что он отказался работать над фильмом, который сняли по его «Парфюмеру».
Стремление Патрика Зюскинда избежать вмешательства посторонних в свою личную жизнь, уйти от мира сплетен, не впустить в свой мир лишних людей, может быть просто указывает на желание быть только автором?
Кто знает, что скрывается за нелюбовью Патрика к публичности… Однако как автор он реализовал себя «на ура». В 1986 году во Франции Зюскинду была присуждена премия «За лучший дебют», от которой он отказался. В 1987 он получил World Fantasy Award (Всемирная премия фэнтези) — за роман "Парфюмер".
За сценарий к фильму «Россини…» писателя наградили премией Министерства внутренних дел Германии. Это была единственная премия, которую он принял.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Патрик Зюскинд. "Музыка — это всегда человечность""
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.