В последние годы, даже десятилетия, имя
Салтыкова-Щедрина ушло как бы в тень общественных, писательских и
литературоведческих интересов. В школах и институтах продолжали читать о
нем лекции как о великом сатирике, но современная жизнь и литература
как будто стали обходить Михаила Евграфовича, обтекать, как в реке вода
обтекает большой валун.
Внимание же публики притягивали Достоевский,
Булгаков, писатели, тоже не лишенные сатирического начала, но не
останавливавшиеся на бичевании пороков и грехов человека или социальной
ущербности государства. Они устремлялись в глубинные пласты человеческой
психологии и в духовные глубины.
Проще говоря, книги Салтыкова-Щедрина зовут к
социальной революции, а Достоевского — к внутренней работе человека со
своей душой, к изменению прежде всего самого себя. Зовут к религиозному
осмыслению мира и своего места в нем. Этот, второй, взгляд, оказался для
наших современников ближе. Бунты, восстания и революции отошли в наше
время на второй план в России.
Но, с другой стороны, общество без критического
отношения, скажем так, без оппозиции, тоже утрачивает многое. Оно должно
видеть свои недостатки. Поэтому традиции сатирической литературы
сформировались давно — Эзоп, Рабле, Свифт, Марк Твен — и будут жить до
тех пор, пока существует человеческое общество.
В 1875 году Салтыков-Щедрин уезжал за границу. Поэт Некрасов пишет ему на этот отъезд такое стихотворение:
М. Е. Салтыкову
(При отъезде за границу)
О нашей родине унылой
В чужом краю не позабудь
И возвратись, собравшись с силой,
На оный путь — журнальный путь…
На путь, где шагу мы не ступим
Без сделок с совестью своей,
Но где мы снисхожденье купим
Трудом у мыслящих людей.
Трудом — и бескорыстной целью…
Да! Будем лучше рисковать,
Чем безопасному безделью
Остаток жизни отдавать.
Некрасов был главным редактором журнала
«Отечественные записки» и, понятно, напоминал автору о том, чтобы тот
что-то писал для журнала. Но здесь вот что примечательно — Некрасов
поддерживает писателя в его сатирическом, обличительном направлении,
каковым и было направление журнала, но при этом справедливо замечает,
что на этом пути «шагу мы не ступим без сделок с совестью своей».
Некрасов сам понимает, что обличительное направление вынуждает писателя
работать не на глубине проблем, куда его устремляет его писательская
совесть и писательский интерес, но на поверхности проблем. Сатирику
приходится работать более прямолинейно и грубо, но, считает Некрасов,
современники будут ему благодарны за эту работу, потому что надо
показать мерзость российской жизни, показать мерзость властей — и тогда
что-то в России переменится.
Хочу напомнить читателям в этом смысле о драме
Гоголя. Ведь он тоже поначалу был гениальным сатириком, но потом,
углубляясь в проблемы творчества и жизни, понял, что его сатира, его
смех над людьми их не исправляют, а только увеличивают зло в мире. С
религиозной точки зрения — не судите, да не судимы будете. Гоголь
представил себе, скольких людей в России он осудил, высмеял. А чтобы
высмеять, ему приходилось образы людей примитизировать, огрублять,
упрощать, то есть приходилось «идти на сделку с совестью». Поэтому
Гоголь так страдал в конце жизни, много молился, ездил в монастырь к
оптинскому старцу Макарию, сжег второй том «Мертвых душ».
Михаил Евграфович Салтыков родился в селе Спас-Угол
Калязинского уезда Тверской губернии. Отец его, Евграф Васильевич, был
из старинного дворянского рода, но рода к началу XIX века почти
разорившемуся. Чтобы поправить положение, он женится на дочери богатого
московского купца Забелиной, будущей матери писателя.
Детство Салтыкова-Щедрина, как он сам вспоминал, под
крышей родительского дома прошло без свойственной детству поэзии,
обстановка в семье была строгой и напряженной.
Образование писатель получил блестящее — в
Дворянском институте в Москве, потом в Царскосельском лицее, где сочинял
стихи и его даже за них называли «вторым Пушкиным».
Салтыков рано стал читать статьи Белинского в
«Отечественных записках», позже интересовался французскими
просветителями, примкнул к кружку Петрашевского, из-за которого потом
Достоевский пойдет на каторгу.
Чиновную службу Салтыков начал в Военном ведомстве.
Потом он будет занимать различные должности вплоть до рязанского и
тверского вице-губернатора, но главным делом его жизни, безусловно,
станет писательство.
Михаил Евграфович начал с повестей — «Противоречия»
(1847) и «Запутанное дело» (1848). Молодой писатель пытается в них
разрешить противоречия между идеалом и действительностью. Идеалом для
него в эти годы стал социализм Сен-Симона и других французских
социалистов.
Обе повести были опубликованы в «Отечественных
записках». Славы они писателю не принесли. Но принесли… В 1948 году
началась революция во Франции, и в Петербурге создается негласный
комитет по изучению ситуации в российских журналах. В ночь с 21 на 22
апреля Салтыков был арестован и отправлен в далекую и глухую по тем
временам Вятку. За симпатии к французским идеям.
Семь лет провел Салтыков в ссылке в должностях
провинциального чиновника губернского правления. Конечно, он увидел
жизнь реальную, а не выдуманную в кружке Петрашевского. «Я несомненно
ощущал, что в сердце моем таится невидимая, но горячая струя, которая
без ведома для меня самого приобщает меня к первоначальным и вечно
бьющим источникам народной жизни», — писал Салтыков-Щедрин о вятских
впечатлениях.
Увидел в Вятке писатель и антинародную, как он
понял, сущность государственной системы и пассивность народа. Что он
предлагает? Он пишет «Губернские очерки» (1856–1857) от имени надворного
советника Н. Щедрина, поэтому с этих пор и стал он
Салтыковым-Щедриным, — так вот в этих очерках писатель предлагает
«честно служить» каждому на своем месте. Такая у него тогда была теория.
Потом жизнь разобьет и ее. Он изживет веру в
«честную службу», которая, как он сам говорил, «бесцельная капля добра в
море бюрократического произвола».
Одной из вершинных книг писателя стала «История
одного города», в которой автор не только сатирически изображает
взаимоотношения народа и властей города Глупова, но и поднимается до
правительственных верхов России. Вообще это обобщающая многое книга.
Исследователь Д. Николаев пишет: «В „Истории одного города", как это
видно из названия книги, мы встречаемся с одним городом, одним образом.
Но это такой образ, который вобрал в себя признаки сразу всех городов. И
не только городов, но и сел, и деревень. Мало того, в нем нашли
воплощение характерные черты всего самодержавного государства, всей
страны».
Глуповское государство началось с грозного
градоначальнического окрика: «Запорю!» Конечно, Россия началась не с
такого окрика и вообще не с окрика. Все гораздо сложней. Но жанр пародии
диктует писателю свои законы.
Когда эта книга вышла в свет, критик А. С. Суворин
упрекнул автора в глумлении над народом, в высокомерном отношении к
нему. Щедрин не согласился с упреком.
Вершиной творчества писателя стал роман «Господа
Головлевы» (1880). В нем он выразил мысль о распаде семьи в России — и
Толстой, и Достоевский тогда увидели то же самое: распад семей широко
охватил тогда русское общество.
Мелкопоместная семья Головлевых разлагается прежде
всего потому, что это семья стяжателей-хищников, семья с
буржуазно-потребительской психологией. Дворянство вырождается в таких
вот Головлевых. Потом будут «вишневые сады», бунинское прощание с
дворянскими усадьбами — и все, и тема будет исчерпана исторически.
Вся семья Головлевых — это пауки в банке. Маменька
Арина Петровна становится причиной смерти старшего сына Степана, средний
сын Порфирий Владимирович, прозванный Иудушкой-кровопивушкой, который
приберет постепенно все капиталы семьи, мать свою превратит в нищую
приживалку, а детей своих доведет до смерти.
Писатель мастерски показывает, как постепенно гибнет
душа в Иудушке, в его словоблудии уже никакое горе не может пробить
брешь, «для него не существует ни горя, ни радости, ни ненависти, ни
любви. Весь мир в его глазах есть гроб, могущий служить лишь поводом для
бесконечного пустословия».
Вся семья, опускаясь нравственно, начинает тянуться к
алкоголю. Сначала спивается глава семейства Владимир Михалыч Головлев,
потом его сыновья, потом по дикому спивается одна из внучек. Очередь
доходит и до Иудушки. Он пьет много. Но писатель не захотел поставить на
этом месте точку. Он считал, что на последней стадии падения жизнь
мстит человеку за содеянное — у него на краткий миг просыпается совесть,
и она, именно она убивает человека, пронизывая его и мучая.
На Страстной неделе во время службы в церкви что-то
вдруг пробуждается в душе Иудушки. Он начинает задумываться над смыслом
божественных слов. Дома он вглядывается в образ Спасителя на иконе, его
охватывает мука… Он одевается и куда-то идет… Труп его на другой день
был найден рядом с погостом, на котором похоронена его мать Арина
Петровна…
Салтыков-Щедрин написал немало сатирических сказок,
очерков. Он критически относился ко многому в России, но Россию он
любил. «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя
где-либо, кроме России, — писал Щедрин. — Только раз в жизни мне
пришлось выжить довольно долгий срок в благонамеренных заграничных
местах, и я не упомню минуты, в которую сердце мое не рвалось бы к
России».
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Михаил Салтыков-Щедрин. Биография и творчество"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.