Александр Куприн как писатель, человек и собрание легенд
о его бурной жизни — особая любовь русского читателя, сродни первому
юношескому чувству на всю жизнь. Иван Бунин, ревниво относившийся к своему поколению и
редко раздающий похвалы, без сомнения, понимал неравноценность всего
написанного Куприным, тем не менее называл его писателем милостью
Божией.
И все же кажется, что по своему характеру Александр
Куприн должен был стать не писателем, а скорее одним из своих героев —
цирковым силачом, авиатором, предводителем балаклавских рыбаков,
конокрадом, или, может быть, усмирил бы свой неистовый нрав где-нибудь в
монастыре (кстати, такую попытку он делал). Культ физической силы,
склонность к азарту, риску, буйству отличали молодого Куприна. Да и
позже он любил помериться с жизнью силами: в сорок три года вдруг начал
учиться стильному плаванию у мирового рекордсмена Романенко, вместе с
первым русским летчиком Сергеем Уточкиным поднимался на воздушном шаре,
опускался в водолазном костюме на морское дно, со знаменитым борцом и
авиатором Иваном Заикиным летал на самолете «Фарман». Однако искру
Божью, как видно, не погасишь.
Родился Куприн в городке Наровчат Пензенской
губернии 26 августа (7 сентября) 1870 года. Отец его, мелкий чиновник,
умер от холеры, когда мальчику не исполнилось и двух лет. В семье,
оставшейся без средств, кроме Александра, было еще двое детей. Мать
будущего писателя Любовь Алексеевна, урожденная княжна Кулунчакова,
происходила из татарских князей, и Куприн любил вспоминать о своей
татарской крови, даже, было время, носил тюбетейку. В романе «Юнкера» он
писал о своем автобиографичном герое: «…бешеная кровь татарских князей,
неудержимых и неукротимых его предков с материнской стороны, толкавшая
его на резкие и необдуманные поступки, выделяла его среди дюжинных
юнкеров».
В 1874 году Любовь Алексеевна, женщина, по
воспоминаниям, «с сильным, непреклонным характером и высоким
благородством», принимает решение переехать в Москву. Там они поселяются
в общей палате Вдовьего дома (описан Куприным в рассказе «Святая
ложь»). Через два года, из-за крайней бедности, она отдает сына в
Александровское малолетнее сиротское училище. Для шестилетнего Саши
начинается период существования на казарменном положении — длиной в
семнадцать лет.
В 1880 году он поступает в Кадетский корпус. Здесь
мальчик, тоскующий о доме и воле, сближается с преподавателем Цухановым
(в повести «На переломе» — Труханов), литератором, который «замечательно
художественно» читал воспитанникам Пушкина, Лермонтова, Гоголя,
Тургенева. Начинает пробовать свои силы в литературе и подросток
Куприн — разумеется, как поэт; кто же в этом возрасте хоть однажды не
смял листок с первым стихотворением! Увлекается модной тогда поэзией
Надсона. В то же время кадет Куприн — уже убежденный демократ:
«прогрессивные» идеи времени просачивались даже сквозь стены закрытого
военного училища. Он гневно обличает в рифмованной форме
«консервативного издателя» М. Н. Каткова и самого царя Александра III,
клеймит «гнусное, страшное дело» царского суда над Александром Ульяновым
и его подельниками, покушавшимися на монарха.
Восемнадцати лет Александр Куприн поступает в Третье
Александровское юнкерское училище в Москве. По воспоминаниям его
однокашника Л. А. Лимонтова, это уже был не «невзрачный, маленький,
неуклюжий кадетик», а сильный юноша, более всего дорожащий честью
мундира, ловкий гимнаст, любитель потанцевать, влюбляющийся в каждую
хорошенькую партнершу.
К юнкерскому периоду относится и его первое
выступление в печати — 3 декабря 1889 года в журнале «Русский
сатирический листок» появился рассказ Куприна «Последний дебют». Эта
история действительно едва не стала первым и последним литературным
дебютом юнкера. Позже он вспоминал, как, получив за рассказ гонорар в
размере десяти рублей (для него тогда огромная сумма), на радостях купил
матери «козловые ботинки», а на оставшийся рубль помчался в манеж
погарцевать на лошади (Куприн очень любил лошадей и считал это «зовом
предков»). Через несколько дней журнал с его рассказом попался на глаза
кому-то из преподавателей, и юнкера Куприна вызвали к начальству:
«Куприн, ваш рассказ?» — «Так точно!» — «В карцер!» Будущему офицеру не
полагалось заниматься такими «легкомысленными» вещами. Как любой
дебютант, он, конечно, жаждал комплиментов и в карцере прочитал свой
рассказ отставному солдату, старому училищному дядьке. Тот внимательно
выслушал и сказал: «Здорово написано, ваше благородие! А только понять
ничего нельзя». Рассказ и действительно был слабый.
После Александровского училища подпоручик Куприн был
направлен в Днепровский пехотный полк, который стоял в Проскурове
Подольской губернии. Четыре года жизни «в невероятной глуши, в одном из
пограничных юго-западных городков. Вечная грязь, стада свиней на улицах,
хатенки, мазанные из глины и навоза…» («К славе»), многочасовая муштра
солдат, мрачные офицерские кутежи да пошловатые романы с местными
«львицами» заставили его задуматься о будущем, как задумается о нем
герой его знаменитой повести «Поединок» подпоручик Ромашов, мечтавший о
военной славе, но после дикости провинциальной армейской жизни решивший
выйти в отставку.
Эти годы дали Куприну знание военного быта, нравов
местечковой интеллигенции, обычаев полесского села, а читателю подарили
впоследствии такие его произведения, как «Дознание», «Ночлег», «Ночная
смена», «Свадьба», «Славянская душа», «Миллионер», «Жидовка», «Трус»,
«Телеграфист», «Олеся» и другие.
В конце 1893 года Куприн подал прошение об отставке и
уехал в Киев. К тому времени он был автором повести «Впотьмах» и
рассказа «Лунной ночью» (журнал «Русское богатство»), написанных в стиле
душещипательной мелодрамы. Он решает всерьез заняться литературой, но
эта «дама» не так-то легко дается в руки. По его словам, он вдруг
оказался в положении институтки, которую завели ночью в дебри Олонецких
лесов и бросили без одежды, пищи и компаса; «…у меня не было никаких
знаний, ни научных, ни житейских», — напишет он в своей «Автобиографии».
В ней же он приводит список профессий, которые пытался освоить, сняв
военный мундир: был репортером киевских газет, управляющим при
строительстве дома, разводил табак, служил в технической конторе, был
псаломщиком, играл в театре города Сумы, изучал зубоврачебное дело,
пробовал постричься в монахи, работал в кузнице и столярной мастерской,
разгружал арбузы, преподавал в училище для слепых, работал на Юзовском
сталелитейном заводе (описан в повести «Молох»)…
Этот период завершился выходом в свет небольшого
сборника очерков «Киевские типы», который можно считать первой
литературной «муштрой» Куприна. За последующие пять лет он совершает
довольно серьезный рывок как писатель: в 1896 году публикует в «Русском
богатстве» повесть «Молох», где впервые масштабно был показан бунтующий
рабочий класс, выпускает первый сборник рассказов «Миниатюры» (1897),
куда вошли «Собачье счастье», «Столетник», «Брегет», «Allez!» и другие,
затем следуют повесть «Олеся» (1898), рассказ «Ночная смена» (1899),
повесть «На переломе» («Кадеты»; 1900).
В 1901 году Куприн приезжает в Петербург довольно
известным писателем. Он уже был знаком с Иваном Буниным, который сразу
по приезде ввел его в дом Александры Аркадьевны Давыдовой, издательницы
популярного литературного журнала «Мир Божий». О ней ходили в Петербурге
слухи, будто писателей, выпрашивающих у нее аванс, она запирает в своем
кабинете, дает чернила, перо, бумагу, три бутылки пива и выпускает лишь
при условии готового рассказа, тут же выдавая и гонорар. В этом доме
Куприн нашел свою первую жену — яркую, испанистую Марию Карловну
Давыдову, приемную дочь издательницы.
Способная ученица своей матери, она тоже имела
твердую руку в обращении с пишущей братией. По крайней мере, за семь лет
их брака — время самой большой и бурной славы Куприна — ей удавалось
довольно продолжительные периоды удерживать его за письменным столом
(вплоть до лишения завтраков, после которых Александра Ивановича клонило
в сон). При ней были написаны произведения, выдвинувшие Куприна в
первый ряд русских писателей: рассказы «Болото» (1902), «Конокрады»
(1903), «Белый пудель» (1904), повесть «Поединок» (1905), рассказы
«Штабс-капитан Рыбников», «Река жизни» (1906).
После выхода «Поединка», написанного под большим
идейным влиянием «буревестника революции» Горького, Куприн становится
всероссийской знаменитостью. Нападки на армию, сгущение красок — забитые
солдаты, невежественные, пьяные офицеры — все это «потрафляло» вкусам
революционно настроенной интеллигенции, которая и поражение русского
флота в русско-японской войне считала своей победой. Эта повесть, без
сомнения, написана рукой большого мастера, но сегодня она воспринимается
в несколько ином историческом измерении.
Куприн проходит самое сильное испытание — славой.
«Это была пора, — вспоминал Бунин, — когда издатели газет, журналов и
сборников на лихачах гонялись за ним по… ресторанам, в которых он
проводил дни и ночи со своими случайными и постоянными собутыльниками, и
униженно умоляли его взять тысячу, две тысячи рублей авансом за одно
только обещание не забыть их при случае своей милостью, а он, грузный,
большелицый, только щурился, молчал и вдруг отрывисто кидал таким
зловещим шепотом: „Геть сию же минуту к чертовой матери!" — что робкие
люди сразу словно сквозь землю проваливались». Грязные кабаки и дорогие
рестораны, нищие бродяги и лощеные снобы петербургской богемы, цыганские
певицы и бега, наконец, важный генерал, брошенный им в бассейн со
стерлядью… — весь набор «русских рецептов» для лечения меланхолии, в
которую почему-то всегда выливается шумная слава, был им перепробован
(как тут не вспомнить фразу шекспировского героя: «В чем выражается
меланхолия великого духом человека? В том, что ему хочется выпить»).
К этому времени брак с Марией Карловной, видимо,
исчерпал себя, и Куприн, не умеющий жить по инерции, с юношеской
пылкостью влюбляется в воспитательницу своей дочери Лидии — маленькую,
хрупкую Лизу Гейнрих. Она была сиротой и уже пережила свою горькую
историю: побывала на русско-японской войне сестрой милосердия и
вернулась оттуда не только с медалями, но и с разбитым сердцем. Когда
Куприн, не откладывая, объяснился ей в любви, она тут же покинула их
дом, не желая быть причиной семейного разлада. Вслед за ней ушел из дома
и Куприн, сняв номер в петербургской гостинице «Пале-Рояль».
Несколько недель он мечется по городу в поисках
бедной Лизы и, само собой, обрастает сочувствующей компанией… Когда
большой его друг и почитатель таланта профессор Петербургского
университета Федор Дмитриевич Батюшков понял, что этим безумствам не
будет конца, он отыскал Лизу в небольшом госпитале, куда она устроилась
сестрой милосердия. О чем он с ней говорил? Может быть, о том, что она
должна спасти гордость русской литературы… Неизвестно. Только сердце
Елизаветы Морицовны дрогнуло и она согласилась немедленно ехать к
Куприну; правда, с одним твердым условием: Александр Иванович должен
лечиться. Весной 1907 года они вдвоем уезжают в финский санаторий
«Гельсингфорс». Эта большая страсть к маленькой женщине стала причиной
создания замечательного рассказа «Суламифь» (1907) — русской «Песни
песней». В 1908 году у них рождается дочь Ксения, которая впоследствии
напишет воспоминания «Куприн — мой отец».
С 1907 по 1914 год Куприн создает такие значительные
произведения, как рассказы «Гамбринус» (1907), «Гранатовый браслет»
(1910), цикл рассказов «Листригоны» (1907–1911), в 1912 году начинает
работу над романом «Яма». Когда он вышел, критика увидела в нем
обличение еще одного социального зла России — проституции, Куприн же
считал платных «жриц любви» жертвами общественного темперамента испокон
века.
К этому времени он уже разошелся в политических
взглядах с Горьким, отошел от революционной демократии. Войну 1914 года
Куприн называл справедливой, освободительной, за что был обвинен в
«казенном патриотизме». В петербургской газете «Новь» появилась его
большая фотография с подписью: «А. И. Куприн, призванный в действующую
армию». Однако на фронт он не попал — был командирован в Финляндию
обучать новобранцев. В 1915 году его признали негодным к строевой службе
по здоровью, и он вернулся домой в Гатчину, где в то время жила его
семья.
После семнадцатого года Куприн, несмотря на
несколько попыток, общего языка с новой властью не нашел (хотя по
протекции Горького даже встречался с Лениным, но тот не увидел в нем
«четкой идейной позиции») и покинул Гатчину вместе с отступающей армией
Юденича. В 1920 году Куприны оказались в Париже.
Во Франции после революции осело около 150 тысяч
эмигрантов из России. Париж стал русской литературной столицей — здесь
жили Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус, Иван Бунин и Алексей
Толстой, Иван Шмелев и Алексей Ремизов, Надежда Тэффи и Саша Черный, и
многие другие известные писатели. Образовывались всевозможные русские
общества, выпускались газеты и журналы… Ходил даже такой анекдот:
встречаются на парижском бульваре два русских. «Ну, как тебе здесь
живется?» — «Ничего, жить можно, одна беда: слишком много французов».
Первое время, пока еще сохранялась иллюзия унесенной
с собой родины, Куприн пытался писать, но дар его постепенно угасал,
как и могучее когда-то здоровье, все чаще он жаловался, что работать
здесь не может, поскольку привык «списывать» своих героев с жизни.
«Прекрасный народ, — высказывался Куприн о французах, — но не говорит
по-русски, и в лавочке и в пивной — всюду не по-нашему… А значит это вот
что — поживешь, поживешь, да и писать перестанешь».
Самое значительное его произведение эмигрантского периода — автобиографический роман «Юнкера» (1928–1933).
Становился он все более тихим, сентиментальным —
непривычным для знакомых. Иногда, правда, все же давала себя знать
горячая купринская кровь. Как-то писатель возвращался с друзьями из
загородного ресторана на такси, заговорили о литературе. Поэт Ладинский
назвал «Поединок» лучшей его вещью. Куприн же настаивал, что лучшее из
всего им написанного — «Гранатовый браслет»: там есть высокие,
драгоценные чувства людей. Ладинский назвал эту историю
неправдоподобной. Куприн рассвирепел: «„Гранатовый браслет" — быль!» и
вызвал Ладинского на дуэль. С большим трудом удалось его отговорить,
катая всю ночь по городу, как вспоминала Лидия Арсеньева («Дальние
берега». М.: «Республика», 1994).
Видимо, с «Гранатовым браслетом» у Куприна
действительно было связано что-то очень личное. На исходе жизни он и сам
стал походить на своего героя — состарившегося Желткова. «Семь лет
безнадежной и вежливой любви» Желтков писал безответные письма княгине
Вере Николаевне. Постаревшего Куприна часто видели в парижском бистро,
где он сидел один за бутылкой вина и писал любовные письма к
малознакомой женщине. В журнале «Огонек» (1958, № 6) было опубликовано
стихотворение писателя, возможно, сочиненное в ту пору. Там есть такие
строки:
И никто на свете не узнает,
Что годами, каждый час и миг,
От любви томится и страдает
Вежливый, внимательный старик.
Перед отъездом в Россию в 1937 году он уже мало кого
узнавал, да и его почти не узнавали. Бунин пишет в своих
«Воспоминаниях»: «…я как-то встретил его на улице и внутренне ахнул: и
следа не осталось от прежнего Куприна! Он шел мелкими, жалкими шажками,
плелся такой худенький, слабенький, что, казалось, первый порыв ветра
сдует его с ног…»
Когда жена увезла Куприна в Советскую Россию,
русская эмиграция его не осуждала, понимая — он едет туда умирать (хотя
такие вещи воспринимались в эмигрантской среде болезненно; говорили же, к
примеру, что Алексей Толстой просто сбежал в «Совдепию» от долгов и
кредиторов). Для советского правительства это была политика. В газете
«Правда» от 1 июня 1937 года появилась заметка: «31 мая в Москву прибыл
вернувшийся из эмиграции на родину известный русский дореволюционный
писатель Александр Иванович Куприн. На Белорусском вокзале А. И. Куприна
встречали представители писательской общественности и советской
печати».
Поселили Куприна в подмосковном доме отдыха для
писателей. В один из солнечных летних дней в гости к нему приехали
матросы-балтийцы. Александра Ивановича вынесли в кресле на лужайку, где
матросы пели для него хором, подходили, пожимали руку, говорили, что
читали его «Поединок», благодарили… Куприн молчал и вдруг громко
заплакал (из воспоминаний Н. Д. Телешова «Записки писателя»).
Александр Иванович Куприн умер 25 августа 1938 года в
Ленинграде. В последние эмигрантские годы он часто говорил, что умирать
нужно в России, дома, как зверь, который уходит умирать в свою берлогу.
Хочется думать, что он ушел из жизни успокоенный и примиренный.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Александр Куприн. Биография и творчество"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.