Конго – небольшая страна на западе центральной Африки.
Именно здесь живут маленькие темнокожие человечки, которых традиционно принято
называть «пигмеями».
Первым европейцем, который своими глазами увидел живого
пигмея был немецкий ботаник Георг Швайнфурт. Произошло это сто тридцать четыре
года тому назад – в 1870-м году. Пигмеи – это аборигены Африки, которые
оказались в лесах, отступая от неприятеля. Причем, пигмеи – это не просто иной
народ, и даже не просто один из многих африканских народов, это иная раса.
Раньше пигмеи носили набедренные повязки, теперь они носят
джинсы, майки, платья и юбки, что не могло не отразиться на традиционной
пигмейской музыке.
Удивительно, но песни, которые пигмеи поют, находясь в лесу,
- это совсем иные песни нежели те, которые те же самые пигмеи поют, приближаясь
к деревне. А находясь в деревне, то есть выходя из леса к чужим, они поют
что-то еще совсем иное, это буквально не их песни. Другими словами, чтобы
записать песни пигмеев, нужно идти вместе с ними в лес. Но лес этот полон звука
– это вовсе не нейтральное акустическое пространство, лес наполнен звоном
цикад, кваканьем лягушек и криками птиц. И получается, что невозможно
ликвидировать этот постоянный шумовой фон, без него песен пигмеев не бывает.
Традиционная музыка жителей тропических лесов Африки - это
довольно сложно устроенная музыка, которую исполняют по самым разным поводам –
и в не последнюю очередь для развлечения, то есть это музыка предназначенная
для радости души, для сопереживания и как минимум – просто для слушания.
Вообще говоря, пигмеи умеют играть на всех инструментах,
которые используются жителями деревень на окраине большого леса, но сами они не
занимаются изготовлением барабанов из стволов деревьев, у них нет собственных инструментов.
Пигмеи ведут кочевой образ жизни, всё своё носят с собой, презрительно
относятся к оседлому образу жизни и к сельскому хозяйству, и музыкальные
инструменты в лес за собой не таскают. Вместо барабанов они часто просто
хлопают в ладоши или стучат палочкой по палочке. Все серьёзные музыкальные
инструменты, которые можно услышать на записях, взяты напрокат у соседних
народов. Из леса пигмеи выходят, только для того, чтобы обменять то, что в лесу
есть – главным образом, дичь, - на то, чего в лесу нет – в первую очередь,
соль.
Из сказанного ясно, что поют пигмеи много и весьма охотно.
Поют они на много голосов, и очень часто при этом обходятся без слов,
употребляя ничего не значащие слоги и гласные звуки.
В песнях пигмеев постоянно повторяется одна и та же
ритмическая формула. Она является своего рода сеткой. Каждый из поющих точно
знает, в каком месте он может вступить: каждая песня вовсе не состоит из одной
мелодии, но, скорее, из набора взаимозаменяемых мелодических кирпичиков. Пигмеи
очень внимательно слушают друг друга, уделяют много внимания окраске звука и
всячески избегают петь в унисон: если в момент нового повторения цикла
несколько человек чисто случайно попадают в унисон, они тут же начинают
раздвигать свои голоса. Пение в унисон равнозначно просто молчанию.
Надо сказать, что научиться такому гибкому взаимодействию
довольно непросто – каждый из участников этой акустической игры должен знать
все возможные варианты продолжения бесконечной многослойной мелодии.
Полифоническое пение пигмеев – это настоящая коллективная импровизация, которая
подчиняется достаточно строгим законам. И пигмеям они известны – когда кто-то
сбивается или поёт явно не туда, ему объяснят, в чём именно состоит его ошибка.
Но, вообще говоря, дети учатся этому искусству одновременно с умением говорить.
Они поют вместе с родителями и с друг другом. Каждый пигмей владеет всем
обширным музыкальным репертуаром.
Пигмеи часто применяют музыкальные инструменты, так сказать,
одноразового использования. Например, вышеупомянутые палочки. Европейцев
завораживает и идея водяных барабанов: надо просто хлопать ладонями по
поверхности воды. При некоторой ловкости можно выстукивать ритм.
Или ещё один такого же сорта инструмент, который на
европейский манер несколько неуклюже называют земляной цитрой. В земле
выкапывается яма глубиной в полметра. Сверху она закрывается куском коры. Две
параллельные струны натягиваются над корой – концы струн прикреплены к земле,
струны опираются на ряд палочек... получается своего рода мостик на опорах.
Между опорами – разное расстояние, отсюда разная высота тона. Играют на этой
конструкции, просто стуча палочками по струнам.
Музыка пигмеев не имеет никакого отношения к тому, что
происходит в так называемом «цивилизованном мире». И то обстоятельство, что
само слово «песни пигмеев» вызывает у разумных двуногих лишь наивные ухмылки,
пожалуй, радует. Здесь видится милый парадокс – пигмеи воспринимаются как
существа убогие, ущербные и лишённые чего-то самого главного... Так ли это? Не
умирает ли на самом деле западная музыкальная традиция со всеми симфоническими
оркестрами, гигантами звукозаписи, стадионными концертами и звёздами?
Способна ли западная музыка восстановить гармонию между
жизнью и смертью, между людьми и природой?
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Конголесская музыка"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.