Если обычного современного
человека спросить, что он знает о музыкальном жанре шансон, обычно сразу же вспоминают
сюжеты песен о нелегкой судьбе уголовников, ресторанная романтика, а также
название одноименной радиостанции. Кто-то приведет в пример творчество таких известных
российских и эмигрантских шансонье, как Михаил Круг, Александр Новиков,
Геннадий Жаров и др. Другие меломаны
скажут, что шансон – это песни Шарля Азнавура, Эдит Пиаф, Ив Монтана. Третьи
ассоциируют его с бардовской классикой - песнями Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Юрия Визбора и Александра Галича.
Какую
же музыку на самом деле следует
называть шансоном? Как справедливо считает музыкальный редактор
"Радио Большого города"Дмитрий
Уймин, шансон – это сюжетные песни,
которые некогда исполняли бродячие артисты, уличные певцы. Шансон - это
маленький театр – театр одного актера. Каждая песняобычноимеет свой маленький сюжет с
лирической, драматической или комической фабулой. В переводе с французского шансон (chanson)– это, с одной стороны, народная
песня, а с другой профессиональная полифоническая и современная
эстрадная песня, которую исполняют шансонье.
Под термином русский шансон понимаются различные жанры русской музыки, которая включает в себя блатную песню,
бардовскую песню, городской романс, а также некоторые песни военной тематики. Сам термин вошел в обиход в «лихие девяностые», когда блатной фольклор приобрел необычайную популярность
и заполнил теле- и радио-эфир.
Первоначально
блатная песня воспевала быт и нравы уголовников. Со временем в этом жанре стали писаться песни не криминальной тематики, которые тем не менее сохраняли её особенности - мелодию, жаргон,
сюжетность и мировоззрение.
C 1990-х годов название «русский шансон»в российской музыкальной индустриисоотносят прежде всего с блатной песней.Ее главнейшая черта — это
сюжетность. Как
правило, блатной фольклор не описывается
жестокие реалии криминального мира. В своих песнях авторы пытаются
оправдать зеков, рассказывают об их страданиях.Уголовник не лишен обычных человеческих чувств, эмоций и желаний. Отдельно следует упомянуть песни о преданной любви
к матери, которых довольно много в
блатном фольклоре.
Популярные
мелодии российского «блатняка» позаимстваны из ресторанных куплетов, которые исполняли еврейские артисты-одесситыв начале XX века. Следует
также отметить, что на мелодику и аранжировку этих песен сильно повлияла традиционная
музыка еврейских местечек – клезмер. Это влияние прослеживается в них до сих пор.
Самая
известная песня тех лет – «Мурка»,
которую написал в 1923 году одесский композитор Оскар Строк на стихи кинодраматурга Якова
Ядова.Впоследствии она стала
народной, слова изменялись, добавлялись жаргонизмы. Извесные советские шансонье тех лет – Леонид Утесов
и Марк Бернес - были всенародными любимцами.
В 1930-е- 1940-е годы появляются песни о страданиях осужденных сталинских лагерей. В хрущевские и брежневские времена блатные
песнине тиражировались. В эпоху
перестройки и постсоветское время в России блатная песня выходит на эстраду. Известный
советский поэт-песенник Михаил Танич, в свое время отсидевший в сталинских лагерях, создает культовую группу «Лесоповал».Её пластинки
издаются миллионными
тиражами, а выступления передавали
по главным телеканалам страны.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "История русского шансона"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.