В 1940 году по предложению И.В. Сталина в Москве
готовилась Бурятская декада. Руководитель Московского музыкального
театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко Иосиф
Туманов предложил И.А. Моисееву быть ее балетмейстером. Задача оказалась
не из легких: ведь в то время даже само слово "танец"
было неведомо бурятскому народу и заменялось другими понятиями.
Пристальное знакомство с бурятским фольклором привело
Игоря Александровича к мысли возродить на сцене монастырский буддийский
праздник "Цам". Это танец масок, обычно исполнявшийся
в ритуальной пантомиме, которая разыгрывалась на ежегодных праздниках
в ламских дацанах (монастырях). И.А. Моисееву удалось разыскать
подлинные буддийские маски и костюмы и на основе религиозного сюжета
создать театрализованную легенду. За эту постановку ему было присвоено
первое почетное звание - Народного артиста Бурятской ССР.
Началась война. Нужно было спасать коллектив. Ведь
он состоял из молодежи, а уже началась мобилизация. От ансамбля
в считанные дни могло ничего не остаться. Мы попросились обслуживать
фронт, но нам отказали. Война началась сокрушительная, наша армия
отступала. Решив, что в таких условиях войскам не до концертов,
нас отправили на Урал.
В Свердловской области мы выступали в основном
на эвакуированных с Запада заводах, выраставших вокруг Свердловска
как грибы после дождя. Неожиданно для себя мы встали на ноги и смогли
даже отчислять деньги на оборону. На концертах нами было собрано
около полутора миллионов рублей. На них построили танк - "ГАНТ
СССР" (Государственный ансамбль народного танца СССР). Этот
наш танк был на фронте, воевал. Модель его до сих пор хранится в
ансамбле как символ нашей деятельности во время войны.
До возвращения в Москву в 1943 году ансамбль народного
танца под руководством И.А. Моисеева постоянно находился в гастрольных
поездах по Сибири, Забайкалью, Дальнему Востоку, Монголии. И все
это время Игорю Александровичу, несмотря на многие трудности и лишения,
удавалось поддерживать в коллективе творческую атмосферу. Им было
создано несколько номеров в самодеятельном ансамбле Тихоокеанского
флота, а также "Большую флотскую сюиту" и "Русскую
сюиту", которые до сих пор держатся в репертуаре ансамбля.
Репетировать зачастую приходилось на вагонных платформах.
На первых концертах самому Игорю Александровичу приходилось заменять
отсутствовавших артистов и сходу включаться в номер. Делать это
было нелегко. Ведь поставить танец и самому танцевать его - совершенно
разные вещи.
В 1943 году И.А. Моисееву разрешили создать первую
в стране профессиональную школу народного танца - хореографическую
школу-студию при ГААНТ. С тех пор ее выпускники пополняют не только
труппу самого ансамбля, но и все ведущие коллективы России.
Пик популярности и всемирное признание творчества
Ансамбля народного танца СССР пришелся на послевоенные годы. Танцовщики
Игоря Моисеева были первыми советскими артистами, представлявшими
нашу страну за рубежом: в Финляндии (1945), Китае (1954), Франции
(1955), на Ближнем Востоке (Ливан, Египет, Сирия, 1956), в США (1958),
странах Южной Америки (1963), Индии (1974).
Из моей жизни легче составить путеводитель, чем
биографию. Мы побывали с ансамблем в более шестидесяти странах мира.
Во многих - более десяти раз. Восемь месяцев в году мы проводили
на гастролях, и большей частью - за рубежом. Разумеется, описать
все наши гастроли невозможно. Да это и не нужно. Самым интересным
бывает первый приезд в страну. А что можно рассказать о самих гастролях?
Триумф во Франции сменялся триуфом в Америке, триумф в Америке сменялся
триумфом в Японии, и так далее. Это приятно виновникам событий,
но для других однообразно и скучно.
Из первых гастролей больше всего мне запомнилась
поездка в Югославию. Первый концерт мы дали в Белграде в присутствии
маршала Тито. Затем объехали всю страну. Вспоминаю, что в Загребе
я жил в очень странной резиденции для почетных гостей. Когда меня
к ней подвезли, я увидел избу, крытую соломой, и подумал: "Вот
странное место, где я буду жить!" Зашел внутрь и поразился:
всюду ковры, паркетные полы, роскошная люстра, роскошная мебель
- настоящий дворец. А вот снаружи - просто изба.
Но особенно мне запомнилась поездка в Сараево.
На площади перед театром собрался весь город. Когда мы вышли из
поезда, публика, раздвинувшись в обе стороны, стала бросать нам
под ноги розы. Февраль, шел мокрый снег, мы поначалу поднимали цветы
с земли, но поднять все было невозможно. И по ковру из роз мы прошли
в театр. Как можно такое забыть?!
На заключительном концерте в Белграде опять присутствовал
маршал Тито. После концерта нас пригласили к нему во дворец. К нашему
удивлению, в резиденции маршала были только сам Тито, его сын, личная
охрана и большая собака. В этой камерной атмосфере мы провели замечательную
ночь. На прощание Тито сказал: "Мне жаль с вами расставаться.
Завтра вы уезжаете, но вы останетесь в моем сердце". Утром
к нашему поезду пришел его представитель и принес фотографии маршала.
Девяносто фотографий - по числу наших артистов. На каждой было написано:
"Русскому артисту с благодарностью. Броз Тито".
В 1965 году за программу "Дорога к танцу"
И.А. Моисеев был удостоен Ленинской премии, а коллектив - звания
Академического.
На сегодняшний день в репертуаре ансамбля собрано
несколько сотен народных танцев - это картины, сюиты, хореографические
поэмы и новеллы. Моисеев является постановщиком программ "Мир
и дружба" (1953), "В гостях и дома" (1983), ... ,
одноактных спектаклей "Половецкие пляски" на музыку А.
Бородина (1971), "На катке" на музыку Р. Штрауса (1980),
"Ночь на Лысой Горе" на музыку М. Мусоргского (1983),
"Вечер в таверне" (1986) и многих других. Из последних
работ следует выделить сюиту греческих танцев на музыку М.Теодоракиса
(1991), сюиту еврейских танцев "Семейные радости" (1994).
Выдающийся художник Игорь Александрович Моисеев
является первооткрывателем в искусстве. Он создал новый жанр сценической
хореографии - яркий, самобытный Театр народного танца. В современном
танцевальном мире Театр Моисеева определяет пути развития всей народно-сценической
хореографии не только в России, но и за рубежом.
Меня часто спрашивают: "Чем вас привлекает
народный танец?" Задумываясь над этим, я пришел к выводу, что
не вижу более праздничного, жизнелюбивого вида искусства. Это пластический
портрет народа. Немая поэзия, зримая песня, таящая в себе часть
народной души. В его неистощимой сокровищнице много бесценных жемчужин.
В них отражены творческая сила народной фантазии, поэтичность и
образность мысли, выразительность и пластичность формы, глубина
и свежесть чувств. Это эмоциональная, поэтическая летопись народа,
самобытно, образно, ярко рисующая историю событий и чувств, пережитых
им.
У народного танца нет служебного хореографа, он
рождается из окружающей среды. И в этом его отличие от классического
балета, рожденного рациональным умом.
Я много лет занимаюсь фольклором, конечно, не только
потому, что многообразие его проявлений дает возможность постановки
различных танцевальных спектаклей. Танец, несомненно, будет находить
все новые и новые формы, которые неизбежно будут соответствовать
развитию человеческого сознания, человеческого опыта, человеческой
морали.
Народный танец нуждается в тщательном изучении.
Мы не коллекционеры танца и не накалываем их, как бабочек на булавку.
Опираясь на народный опыт, мы стараемся расширить возможности танца,
обогащая его режиссерской выдумкой, техникой танца, благодаря которой
он еще ярче выражает себя. Короче говоря, мы подходим к народному
танцу как к материалу для творчества, не скрывая своего авторства
в каждом народном танце. Но наше творчество продолжается в природе
самого народного танца. Такой путь не мною придуман.
И.А. Моисеев принимал непосредственное участие
в организации профессиональных национальных ансамблей в нашей стране
и за рубежом, в том числе в Венгрии, Польше, Чехословакии и других
странах. В 1966 году в Москве Моисеевым был основан Хореографический
концертный ансамбль (ныне Московский театр классического балета
под руководством Н. Касаткиной и В. Василёва).
Одновременно с работой в ансамбле И.А. Моисеев
в разные годы выполнял поручения Правительства и Министерства культуры
СССР, а ныне Российской Федерации. Он был постановщиком торжественных
концертов и культурных программ, посвященных выдающимся событиям
общественной жизни страны: 60-летие основания СССР, 40-летие Победы
в Великой Отечественной войне и другие. Долгие годы И.А. Моисеев
возглавлял жюри телевизионного фольклорного фестиваля "Радуга",
был постоянным членом жюри многих Международных конкурсов и фестивалей
народного танца, участвовал в работе Комитета защиты мира.
Деятельность Игоря Александровича Моисеева достойно
оценена современниками. Он обладатель уникального количества титулов.
Ему присвоены звания Народного артиста СССР (1953), Народного артиста
РСФСР (1944), Народного артиста Молдавской ССР (1950), Народного
артиста Киргизской ССР (1976), Народного артиста Бурятской ССР (1940),
Заслуженного артиста РСФСР (1942). В 1976 году ему присвоено звание
Героя Социалистического труда. Он лауреат Ленинской премии (1967),
лауреат Государственных премий СССР и России (1942, 1947, 1952,
1985, 1996). Его творчество отмечено высшими государственными наградами
СССР и России. Он награжден тремя орденами Ленина (1958, 1976, 1986),
орденом Октябрьской Революции (1981), двумя орденами Трудового Красного
Знамени (1940, 1966), орденами Дружбы народов и "Знак Почета"
(1937), российским орденом "За заслуги перед Отечеством"
I, II и III степени (1996, 2001, 2006).
Многие государства мира также отметили великое
искусство И.А. Моисеева. Он - кавалер Болгарского ордена "Святого
Александра с короной" (1945), Румынского ордена "Офицера
культуры" (1945), Польского ордена "Полония Реститула"
(1946), Югославского ордена "Братство и Единство" (1946),
Монгольского ордена "Полярной Звезды" (1947), Венгерского
ордена "Офицера культуры" I степени (1954), Ливанского
ордена "Золотой Кедр" (1956), Венгерского ордена "Офицера
культуры" II степени (1960), Монгольского ордена Сухэ-Батора
(1976), Чехословацкого ордена "Белого Льва" (1980), Венгерского
ордена "Офицера культуры" (1989), Командорского Креста
ордена Заслуги Республики Польша (1996). Игорь Моисеев - Командор
Венгерского ордена (1997), Командор Испанского ордена "За гражданские
заслуги" (орден вручен Королем Испании Хуаном Карлосом II в
мае 1997 года).
И.А.Моисеев удостоен американской премии "Оскар"
в области танца (1961, 1974), американской премии Журнала "Dance
magazine" в области танца; ему присвоены звания Почетного члена
Народного собрания Франции и члена Французской академии музыки и
танца (1955), доктора наук Международной академии наук Сан-Марино.
Игорь Александрович является членом Коллегии Большого театра и членом
Президиума Российской академии искусств. Вслед за М.Ростроповичем
и В.Клайберном ему была вручена премия Международного Фонда за развитие
культурных связей между Россией и США (1995).
И.А. Моисееву посвящены тысячи статей, несколько
книг, научное исследование. Он автор множества научных статей по
хореографии, автобиографической книги "Я вспоминаю..."
(М.: Согласие, 1998), где подробно рассказывает о своей жизни и
творчестве.
Игоря Александровича характеризовали универсальные
знания и уникальный кругозор. Он был прекрасно знаком с живописью,
архитектурой, литературой (от эпохи Возрождения до наших дней).
Его любимая книга - Библия. Он хорошо знал кино и театр. Любимые
артисты: весь старый МХАТ - от К.С. Станиславского, с которым Игорь
Александрович вместе работал над оперой, до В.И. Немировича-Данченко,
на постановках булгаковского "Мольера" которого преподавал
манеры и фехтование. И.А. Моисеев дружил с Михоэлсом, работал с
Охлопковым. Ставил с Алексеем Поповым "Ромео и Джульетту".
Прекрасно знал Григория Александрова и Любовь Орлову, был очень
дружен с Ираклием Андронниковым и Сергеем Смирновым.
Очень любил животных - лошадей и собак, спорт -
легкую атлетику и, особенно, художественную гимнастику. Прекрасно
играл в шахматы, отлично плавал, владел французским языком.
* * *
Интересуясь фольклором, я ездил по белорусским
деревням. Дело было осенью, поспевал урожай картофеля. Навстречу
нам шла группа девушек, которые несли на плечах вилы и весело пели
по-белорусски. Я спросил моего спутника, о чем они поют. Оказалось,
они пели о картошке: просили, чтобы погода помогла ей уродиться,
тогда год будет сытый, счастливый, а значит, будут и песни, будут
и пляски. Возвратившись в Москву, я сделал танец под названием "Бульба".
Когда лет через пятнадцать я снова побывал в Белоруссии,
то обнаружил, что всюду танцуют мою "Бульбу". Спрашиваю:
откуда у вас этот танец? Мне отвечают: "А он у нас всегда был".
Хотя все фольклористы подтверждали, что этот танец появился в Белоруссии
после моей постановки. Если твое творчество настолько признает народ,
что считает его своим, - это ли не высшая форма признания!
ТАНЦЫ, ПОСТАВЛЕННЫЕ
ИГОРЕМ МОИСЕЕВЫМ
ТАНЦЫ НАРОДОВ МИРА
Русские танцы: "Полянка", "Времена
года. Сюита из двух танцев", "Вензеля", "Шестера.
Уральский танец", "Задиристые частушки", "Русский
перепляс", "Метелица (Снегурка)"
Венгерские танцы: "Чардаш", "Понтозоо"
("Хлопушки"; танец точками с отбивкой по сапогам), "Прощание",
"Девичий танец с бутылками на голове", "Танец со
шпорами"
ТАНЦЫ ИЗ БАЛЕТА "СПАРТАК"
(музыка А.И.Хачатуряна): "Вакханалия", "Выход гладиаторов",
"Андобаты (Бой в слепых шлемах)", "Ретиари и мермелон
(Рыбак и рыбка)", "Битва фракийцев и самнитов"
ЭСТРАДНЫЙ НОМЕР
"Полька-лабиринт"
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Игорь Моисеев. Жизнь и творчество. Часть 2"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.