Бубны. В древней Руси так назывались все мембранные
инструменты, но главным образом это слово относилось к двум разновидностям
ратных литавр.
Бубны конные - парные литавры в виде небольших котлов,
затянутых кожаной мембраной их привязывали к седлу впереди всадника, который
ударял по ним вощагой - специальной ременной плетью с шаровидным наконечником.
Бубны пехотные- одинарная литавра, видимо такого же устройства, как
и конные. Литавру носили в руках и, извлекая звук, тоже ударяли по ее мембране
вощагой.
Количество бубнов в каждой войсковой единице регламентировалось, о
чем можно судить на том основании, что по их числу, равно как и по числу труб и
знамен, летописцы вели иногда счет войска.
Тулумбас - небольшая
литавра типа конно, которую привязывали к седлу и ударяли по ней вощагой.
Тулумбас имел у себя каждый военачальник. Ее применяли и во время соколиной
охоты.
Набат- гигантских размеров литавра с металлическим корпусом и
кожаной мембраной. Набат укреплялся на специальном помосте, и его возили летом
на четырех рядом поставленных верховых лошадях, а зимой - на санях, запряженных
четверкой. По мембране ударяли одновременно восемь набатчиков. Каждый воевода
имел у себя набат, и поэтому его войсковое соединение называли часто набатом.
Помимо прямого назначения - служить сигнальным целям, - набаты своим
громоподобным звучанием несомненно производили на врага устрашающие воздействие.
Накры.Точных сведений об устройстве древнерусских накр не
сохранилось. По-видимому, они мало чем отличались от бытующих и по настоящее
время в республиках Кавказа и Средней Азии гоша нагары, диплипито, нагоры. Эти
маленькие парные литавры имеют глиняный корпус и кожаную мембрану, по которой
ударяют деревянными палочками. Накры существовали на Руси в XVI-XVII вв. и
употреблялись главным образом в придворном музыкальном быту, где была
специальная должность накрачея.
В 1900-х гг. В. В. Андреев предпринимал
попытку реконструировать накры и ввести их в состав своего оркестра, но
практических результатов ему достигнуть не удалось.
Барабан -
двухсторонний с широкой обечайкой и кожаными мембранами, натянутыми при помощи
крестообразно переплетающихся ремней или веревок, скручиваемых деревянными
"барашками". По одной из мембран ударяли деревянной колотушкой с утолщенным
концом или вощагой - ременной плетью с шаровидным наконечником. Барабан находил
применение в инструментальных ансамблях, а также в войсках - как ритмический
сигнальный инструмент; в коннице его привязывали к седлу впереди ездока, справа.
Небольшие барабаны музыканты подвешивали к поясу. Интересные изображения
древнерусского барабана даны на миниатюрах летописей (см.. например,
Радзивиловскую или Кенигсбергскую летопись. л. 6 об., "Игрища радимичей, вятичей
и северян". Рукопись. Б-ка Академии наук СССР в Ленинграде, шифр 34. 5. 30 и
Никоновскую летопись, Лаптевский том, л. 53 - Военный поход. Рукопись.
Государственная публичная б-ка имени Салтыкова-Щедрина. Л., шифр F-4.233).
Впервые о
применении барабанов в российской армии упоминается при
осаде Казани 1552 г. Также в российской армии применялись накры (бубны) — медные котлы, обтянутые
кожей. Такие "бубны" имели при себе начальники малых отрядов. Накры
привязывали перед всадником, уседла. Били в
накр рукояткой плети. По свидетельствам иностранных писателей, в российской
армии были и большие "бубны" — их перевозили четыре лошади, а били в
них восемь человек.
Бубен - инструмент, состоящий из согнутой в виде круга деревянной
обечайки и натянутой на ней с одной стороны мембраны. В обечайке часто делают
прорези, в которые вставляют штифты с нанизанными на них металлическими
пластинками. С внутренней стороны иногда подвешивают бубенцы и колокольчики.
Удар по мембране производят непосредственно пальцами и ладонью. Применяют также
фрикционный способ звукоизвлечения: увлажненный большой палец правой руки
прижимают к перепонке и быстро проводят по ней снизу вверх. В прошлом бубном
широко пользовались скоморохи и в особенности медвежьи поводыри. В наши дни он
применяется главным образом в оркестрах русских народных
инструментов.
Самозвучные ударные инструменты
Варган- металлическая подковка с вытянутыми концами,
общей длиной около 100 мм, в середине которой укреплен стальной язычок с
крючкообразно загнутым свободным концом. Играют на варгане так: одной рукой
подковку подносят ко рту, концы ее прижимают к зубам (или зажимают ими), и
указательным пальцем другой руки защипывают крючок язычка. Язычок приходит в
состояние вибрации и издает слабый звук, который усиливается полостью рта и
зубами исполнителя. Звучание язычка сопровождается обертонами; путем изменения
объема полости рта усиливают тот или иной обертон и таким способом строят
мелодию, однако основной тон, соответствующий длине и толщине язычка,
прослушивается непрерывно. На варгане возможно исполнение несложных наигрышей. У
русского населения варган уже давно вышел из употребления, но у целого ряда
народностей Советского Союза он бытует и до сих пор.
Варганом или арганом
назывался также инструмент. о существовании которого на Руси известно по
древнерусским письменным источникам. Он находил применение, по-видимому, в
ратной музыке. Точных данных о его устройстве не обнаружено, но судя по кратким
разрозненным упоминаниям и описаниям, инструмент был металлическим, типа гонга
или набора гонгов, и обладал звуком внушительной силы. В Никоновской летописи
при описании осады Киева Батыем в 1240 г. указывается, что в это время нельзя
было расслышать людского говора из-за рева верблюдов и звуков "труб и арганов".
В "Слове Даниила Заточника по редакциям XII-XIII веков говорится: "Начнем бити
серебряные арганы".
Ложки - своеобразные кастаньеты в виде комплекта
обыкновенных деревянных столовых ложек, рукоятки которых иногда были с
бубенцами. Игровой комплект состоит из 3-5 ложек, одна из них - большого
размера. Существуют три способа игры на ложках.
Первый способ игры. В левой
руке, рукоятками наружу и выпуклостями полушарий внутрь, зажимают 2 ложки так,
чтобы при разжатии и сжатии пальцев они ударялись одна о другую. В правой руке
за рукоятку держат третью ложку и ударяют ею по ложкам в левой руке. Если есть
четвертая, большая ложка, то ее засовывают рукояткой за голенище сапога и время
от времени ударяют по ней той же третьей ложкой.
Второй способ игры. В
каждой руке, между пальцами, зажимают по паре ложек, направленных выпуклостями
одна к другой. Встряхивая руками попеременно или одновременно, исполнитель
производит ритмические удары (щелчки). В иных случаях парой ложек правой руки
ударяют о пару ложек левой руки.
Третий способ игры. Между пальцами левой
руки, выпуклостями полушарий наружу, зажимают 3 ложки, расходящиеся веером. За
голенище сапога левой ноги засовывают четвертую, большую ложку. В правую руку
берут пятую ложку, которой и производят удары: скользящий - по трем ложкам левой
руки и сильный, отрывистый - по ложке, находящейся за голенищем сапога.
Если
применяются ложки с бубенцами на рукоятках, то для позванивания исполнитель
обычно поднимает ложки вверх и потряхивает ими над головой.
Игра на ложках
достигала в прошлом высокого мастерства; о виртуозах-ложечниках сохранились в
литературе весьма восторженные отзывы. Ложечники выступали соло, сопровождали
пение и пляски, а также входили в состав различных ансамблей. Игра на ложках
изредка применяется в ансамблях и оркестрах и в наши дни.
Необычайный успех
ложечников, привлеченных в начале XX в, в состав оркестров русских народных
инструментов, привел к тому, что мастерские по производству музыкальных
инструментов стали изготовлять модернизированные металлические ложки с бубенцами
и колокольчиками. Такими ложками пользовались как маленькими бунчуками: их
держали в руке и по мере надобности встряхивали ими. Подобного рода ложки
находили применение в полковых хорах.
Трещотка - набор (до 20 штук)
деревянных пластинок размером примерно 50мм х 130мм, нанизанных одним концом на
2 параллельные веревки или на ремешки. Чтобы пластинки вплотную не прикасались
друг к другу, между ними сделаны деревянные прокладки. Трещотку берут за концы
веревок (ремешков) в обе руки. От резкого или плавного движения пластины
ударяются друг о друга. Звук их щелкающий. В наши дни трещотки встречаются редко
(в частности, в Тульской области), но раньше они имели более широкое
распространение. Играли на них преимущественно женщины на свадьбах при
исполнении величальных песен.
"Барабан", "барабанка" - так называют в
Заволжье Горьковской и Костромской областей своеобразный пастушеский инструмент
в виде деревянной прямоугольной доски (с несколько суженной верхней стороной)
размером примерно 250 мм х 450 мм. Иногда в доске просверливаются круглые
отверстия, которые якобы повышают звучность инструмента и придают ей большую
тембровую красоту. При помощи веревки или ремня "барабан" подвешивают на шею на
уровне груди и ударяют по нему двумя деревянными слегка изогнутыми палочками.
Пастухи исполняют на нем различные ритмические "наигрыши" во время сбора стада и
выгона его на пастбище.
Надо полагать, что этот неизвестный ранее в русской
инструментоведческой литературе музыкальный инструмент появился сравнительно
недавно. Он едва ли не своеобразный потомок древнерусского била, находившего
широкое применение в раскольничьих скитах Поволжья вплоть до конца прошлого
столетия.
Било- деревянная или металлическая доска, свободно
подвешиваемая с помощью веревки на дереве или столбе. Звук извлекался ударами по
доске колотушкой. Имеется изображение била в виде пропеллера, который держали в
руке. Било было сигнальным инструментом. Им пользовались также вместо церковного
колокола. В этой роли оно просуществовало в раскольничьих скитах в Поволжье
вплоть до конца прошлого столетия.
Бряцало- древнерусский ударный
инструмент, устройство которого неизвестно. В "Лексиконе словенорусском" 1627 г.
Павмы Берынды есть пояснение: "брязкальце, тое, что брязчит, яко клепало". Из
этого можно предположить, что бряцало было металлическим инструментом ("яко
клепало") со звенящим звуком ("брязчит"), возможно, взаимоударяемые медные
тарелки, которые, как свидетельствует фреска киевской Софии, были известны
восточным славянам уже в эпоху Киевской Руси.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ДРЕВНЕЙ РУСИ"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.