ОРГАН -клавишно-духовой музыкальный инструмент, самый большой
и сложный из существующих инструментов.
История
Орган – древний
инструмент. Его отдаленными предшественниками были, по-видимому, волынка и
флейта Пана. В 3 в. до н.э. появился водяной орган – гидравлос.Его изобретение
приписывается мастеру Ктесибию из Александрии. Гидравлос был мощным инструментом,
в котором необходимое давление воздуха, поступавшего в трубы, поддерживалось
столбом воды. Гидравлос использовался греками и римлянами на ипподромах, в
цирках, а также для сопровождения языческих мистерий. Звук гидравлоса был
необычайно сильным и пронзительным. В первые века христианства водяной насос
был заменен воздушными мехами, что позволило увеличить размеры труб и их
количество в органе.
Уже в середине 5
в. органы строились в испанских церквах, но, поскольку инструмент по-прежнему
звучал очень громко, его использовали только в дни больших праздников. К 11 в.
большие органы строились повсюду в Европе; необычайными размерами был известен,
в частности, орган, построенный в 980 в Уинчестере (Англия). Постепенно клавиши
заменили неуклюжие большие «пластины»; диапазон инструмента стал шире, регистры
– разнообразнее. В это же время вошли в широкое употребление маленький
переносной орган – портатив и миниатюрный стационарный орган – позитив.
17–18 вв. –
«золотой век» органостроения и органного исполнительства. Органы этого времени
отличались красотой и разнообразием звучания; исключительная тембровая ясность,
прозрачность делала их превосходным инструментами для исполнения полифонической
музыки. Почти все великие органные композиторы писали для «барочного органа»,
который имел большее распространение, нежели органы предшествующих и
последующих периодов. Романтизм 19 в., с его стремлением к экспрессивному
оркестровому звучанию оказал сомнительное влияние на органостроение и органную
музыку; мастера пытались создать инструменты, являющие собой «оркестр для одного
исполнителя», в результате же дело свелось к слабой имитации оркестра. Вместе с
тем в 19 и 20 вв. в органе появилось много новых тембров, а также были сделаны
существенные усовершенствования в конструкции инструмента. Тенденция к созданию
все более крупных органов достигла кульминации в огромном, насчитывающем 33 112
трубы, органе в Атлантик-Сити (шт. Нью-Джерси). Этот инструмент имеет две
кафедры, причем на одной из них – семь клавиатур. Несмотря на это, в 20 в.
органисты и органостроители осознали необходимость возвращения к более простым
и удобным типам инструмента.
Устройство современного органа
Огромный
современный орган состоит как бы из трех и более органов, причем исполнитель
может управлять одновременно всеми. Каждый из органов, входящих в состав такого
«большого органа», имеет свои регистры (наборы труб) и свою клавиатуру
(мануал).
Трубы
Трубы, выстроенные в ряды, располагаются во внутренних
помещениях (камерах) органа; часть труб может быть видна, но в принципе все
трубы скрыты за фасадом (проспектом), состоящим частично из декоративных труб.
Каждый набор труб
одинакового тембра составляет как бы отдельный инструмент и называется регистром.
Каждая из выдвигаемых или вдвигаемых кнопок или регистров (находящихся над
клавиатурой или по бокам инструмента) приводит в действие соответствующий ряд
трубок. Каждая кнопка или регистр имеет своё название и соответствующую
надпись, с обозначением длины самой большой трубы этого регистра. Название
регистра и величину труб композитор может обозначить в нотах над тем местом,
где данный регистр должен быть применён. (Выбор регистров для исполнения музыкального произведения
называется регистровкой.)
Регистров в органах бывает от 2 до 300 (чаще всего встречается от 8 до 60).
Все регистры
распадаются на две категории:
Регистры с трубами без язычков (лабиальные
регистры). К этой категории принадлежат регистры открытых флейт, регистры
закрытых флейт (bourdons), регистры призвуков (микстуры), в которых каждая
нота имеет несколько (более слабых) гармонических призвуков.
Регистры, у которых трубы с язычками (язычковые
регистры). Соединение регистров обеих категорий вместе с микстурой
называется plеіn jeu.
Мануалы
Органист
сидит за т.н. шпильтишем (кафедрой), перед ним – клавиатуры (мануалы)
органа, расположенные террасами одна над другой, а под ногами – педальная
клавиатура. Клавиатур в органе бывает от 1 до 7 (обычно 2—4); называются они
мануалами. Хотя каждая клавиатура органа имеет объём в 4—5 октав, благодаря
трубам, звучащим на две октавы ниже или на три октавы выше писанных нот, объём
большого органа имеет 9,5 октав.
Мануалы в органах
имеют названия, которые зависят от расположения труб в органе.
Главный
мануал (имеющий самые громкие
регистры) — в немецкой традиции называется Hauptwerk (фр. Grandorgue, Grandclavier) и располагается ближе всего к исполнителю, либо на
втором ряду;
Второй по
значимости и громкости мануал в немецкой традиции называется Oberwerk
(более громкий вариант) либо Positiv (облегченный вариант) (фр. Рositif), если трубы этого мануала расположены над трубами Hauptwerk, либо Ruckpositiv, если трубы этого
мануала расположены отдельно от остальных труб органа и установлены за спиной
органиста; клавиши Oberwerk и Positiv на игровом пульте располагаются уровнем
выше клавиш Hauptwerk, а клавиши Ruckpositiv - уровнем ниже клавиш Hauptwerk,
тем самым воспроизводя архитектурное строение инструмента.
Мануал, трубы
которого расположены внутри своеобразного ящика, имеющего во фронтальной части
вертикальные створки жалюзи в немецкой традиции называются Schwellwerk (фр. Recit (expressif). Schwellwerk может быть расположен как в самой
верхней части органа (более распространенный вариант), так и на одном уровне с
Hauptwerk. Клавиши Schwellwerka располагаются на игровом пульте на более
высоком уровне, чем Hauptwerk, Oberwerk, Positiv, Ruckpositiv.
Существующие
разновидности мануалов: Hinterwerk (трубы расположены в
задней части органа), Brustwerk (трубы расположены прямо
над местом органиста), Solowerk (сольные регистры, очень
громкие трубы, расположенные отдельной группой), Choir и т.д.
Облегчениями для
играющих и средством для усиления или ослабления звучности служат следующие
устройства:
Копула
— механизм, с помощью которого связываются две клавиатуры, причём
выдвинутые на них регистры действуют одновременно. Копула даёт возможность
играющему на одном мануале пользоваться выдвинутыми регистрами другого.
4 подножки над клавиатурой педалей (Реdale de combinaison, Tritte), из
которых каждая действует на известную определенную комбинацию регистров.
Жалюзи — прибор, состоящий из дверец, закрывающих и открывающих всё
помещение с трубами разных регистров, вследствие чего происходит усиление
или ослабление звучания. Дверцы приводятся в движение подножкой (швеллером).
Так как регистры в
разных органах разных стран и эпох не одинаковы, то в органной партии они
обычно не обозначаются подробно: выписывают над тем или другим местом органной
партии только мануал, обозначение труб с язычками или без них и величину труб.
Остальные подробности предоставляются исполнителю.
Каждый
из органов, входящих в «большой орган», имеет свое назначение и название; среди
наиболее распространенных – «главный» (нем. Hauptwerk), «верхний», или
«оберверк» (нем. Oberwerk), «рюкпозитив» (Rückpositiv), а также набор педальных
регистров. «Главный» орган – самый большой и содержащий основные регистры
инструмента.
«Рюкпозитив»
подобен «главному», но меньше и звучит мягче, а также содержит некоторые особые
солирующие регистры. «Верхний» орган добавляет в ансамбль новые солирующие и
звукоподражательные тембры; с педалью связаны трубы, издающие низкие звуки для
усиления басовых партий. Трубы некоторых из названных органов, особенно
«верхнего» и «рюкпозитива», помещаются внутри полузакрытых жалюзи-камер,
которые могут закрываться или открываться с помощью т.н. швеллера, в результате
чего создаются эффекты crescendo и diminuendo, недоступные на органе без этого
механизма.
В современных
органах воздух нагнетается в трубы с помощью электромотора; через деревянные
воздухопроводы воздух из мехов поступает в виндлады – систему деревянных ящиков
с отверстиями в верхней крышке. В этих отверстиях укреплены своими «ножками»
органные трубы. Из виндлад воздух под давлением поступает в ту или иную трубу.
Поскольку каждая
труба в состоянии воспроизвести звук одной высоты и одного тембра, для
стандартного мануала объемом в пять октав необходим набор как минимум из 61
трубы. Вообще же в органе может быть от нескольких сотен до многих тысяч труб.
Группа труб, производящих звуки одного тембра, называется регистром. Когда
органист включает регистр на шпильтише (с помощью кнопки или рычага,
расположенного сбоку от мануалов или над ними), открывается доступ воздуха ко
всем трубам данного регистра. Таким образом исполнитель может выбрать любой
нужный ему регистр или любую комбинацию регистров.
Типы труб
Существуют
различные типы труб, создающих многообразие звуковых эффектов. Трубы
изготавливаются из жести, свинца, меди и разных сплавов (преимущественно свинца
и олова), в некоторых случаях применяется и дерево. Длина труб может быть от
9,8 м до 2,54 см и меньше; диаметр варьируется в зависимости от высоты и тембра
звука. Трубы органа разделяются на две группы по способу звукоизвлечения
(лабиальные и язычковые) и на четыре группы по тембрам. В лабиальных трубах
звук образуется в результате удара воздушной струи о нижнюю и верхнюю губу
«ротика» (лабиума) – разреза в нижней части трубы; в язычковых трубах
источником звука является вибрирующий под напором воздушной струи металлический
язычок. Основные семейства регистров (тембров) – принципалы, флейты, гамбы и
язычковые. Принципалы – фундамент всего органного звучания; флейтовые регистры
звучат спокойней, мягче и до некоторой степени напоминают по тембру оркестровые
флейты; гамбы (струнные) пронзительнее и острее, чем флейты; тембр язычковых –
металлический, имитирующий тембры оркестровых духовых инструментов. Некоторые
органы, особенно театральные, имеют также ударные тембры, например, имитирующие
тарелки и барабан. Наконец, многие регистры строятся так, что их трубы дают не
основной звук, а его транспозицию на октаву выше или ниже, а в случае т.н.
микстур и аликвот – даже не один звук, а также обертоны к основному тону
(аликвоты воспроизводят один обертон, микстуры – до семи обертонов).
В разное время органную музыку сочиняли Иоганн
Себастьян Бах, Иоганн Пахельбель, Георг Фридрих Гендель, Генри Перселл, Макс Регер, Матиас
Векман, Доминико Циполли, Сезар Франк и др.
Орган нередко
соединяется с оркестром и пением в ораториях, кантатах, псалмах,
а также в опере.
Ксения МИНЦ
ЛИТЕРАТУРА
1.Ройзман Л.
Орган в истории русской музыкальной
культуры. - М.,
1979.
Наша жизнь - это уникальный дар, который даётся свыше. Поэтому надо прожить ее так, чтобы было потом не стыдно за бесцельно прожитые годы. Но что делать, если мы постоянно сомневаемся в том. правильно ли мы живем, на работе одолевает стресс, мы не можем полностью наслаждаться жизнью. Найти себя, увеличить свою жизненную энергию, развить интуицию и научиться достигать поставленных целей поможет метод Сильва, с которым вы можете познакомиться на тренингах в Москве. Ваш путь к успеху - в ваших руках!
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "ОРГАН"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.