Лютня (англ. Lute, от араб. аль’уд)
– струнный щипковый инструмент арабского происхождения. В своей классической форме она имеет изящный корпус в
форме половинки груши, шейку с ладами, колковую коробку, отогнутую назад под
углом к шейке, звуковое отверстие в виде розетки и 11 струн (пять пар и
одинарная дискантовая струна). Лютня XVI века имела 5 - 7 парных струн и одну
одинарную. Позднее число струн у лютни увеличилось (до 2-х десятков и более).
Первоначальные названия струн лютни были очень выразительны: bordon, tenor,
mezzana (средняя), sottana (подголосок), canto (пение). Настройка была
разнообразной, но чаще всего каждая струна звучала на кварту или квинту выше
(или ниже) соседней. В XVI веке наиболее распространённой была шестиструнная
лютня со строем A D G H E' A'. Играли на лютне
преимущественно пальцами, иногда при помощи плектра. Запись лютневых
произведений производилась в основном при помощи табулатур, которые имели ряд
вариантов и различались как итальянская, испанская, старонемецкая и
старофранцузская.
Франц Халс Шут, играющий на лютне 1623 г.
ИСТОРИЯ
Происхождение лютни относят к
глубокой древности. Подобные ей инструменты уже существовали в Египте,
Хеттском царстве, Греции, Риме, Китае. В
начале VIIв. похожие на лютню инструменты
появляются в Персии, Армении, Византии и Арабском халифате (см. уд). В VIII в., во время нашествия мавров, лютня, или
по-испански лауд (от арабского аль-уд), приживается в Испании и вскоре становится популярной в большинстве
европейских стран.
На рубежеХVи ХVI вв. многие
испанские, каталонские и португальские музыканты
наряду с лютней стали использовать виуэлу де мано(«ручную виуэлу»), инструмент, который по форме напоминаетвиолу да гамбаи чей строй соответствует строю лютни. Виуэла
под названием «виола да мано» в дальнейшем
распространилась в находившихся под властью Испании регионах Италии, особенно в Сицилии, Неаполитанском королевстве и папском государстве при Папе Александре VI.
Средневековые
лютни имели четыре или пять парных струн. Звукоизвлечение осуществлялось с
помощьюплектра. Размер лютней варьировался: существует документальное подтверждение
того, что к концу эпохи ренессанса насчитывалось до семи размеров (включаю басовую
лютню). По-видимому, в средние века лютня в основном
использовалась для аккомпанимента.
Начиная сХІV в. лютня становится самым популярным инструментом
домашнего и придворного музицирования в Европе. Для неё пишут специальные, новые произведения, но значительно чаще
перекладывают и обрабатывают всё, что нравится слушателям: популярные песни и
танцы, даже духовную музыку крупнейших мастеров. Со временем она становится главным сольным инструментом своего времени, однако
продолжала использоваться и для аккомпанемента певцам.
В последние
десятилетияХV в., лютнисты постепенно
отказались от использования плектра в пользу пальцевого способа игры более
пригодного для исполнения полифонической музыки.
Количество парных струн увеличилось до шести и более.
Количество
сохранившихся до наших дней партитур музыки, написанной до начала ХVI в.,
которую с большой долей уверенности можно отнести к сочинённой специально для
лютни, — чрезвычайно мало. Скорее всего, это объясняется тем, что в средние
века и в начале эпохи ренессаса лютневый аккомпанемент носил не требующий
нотной записи импровизационный характер.
К концу
Возрождения количество парных струн выросло до десяти, а в эпоху барокко достигло четырнадцати (иногда доходя до девятнадцати).
Барочные лютни возникли в результате экспериментов с настройкой около
1600 года на основе уже популярной лютни эпохи Возрождения. Мастером этого инструмента
был и Сильвиус Леопольд Вайсс. Его музыка представляет также конечную
точку многовековой традиции лютней, в которой она описывалась, как
самый благородный из всех инструментов.
Инструменты, насчитывавшие до 26-35 струн, потребовали изменения самой
структуры лютни. На момент завершения история развития инструментаархилютня, теорбо иторбан были оснащены удлинителями, встроенными в основную
колковую головку, что создавало добавочную резонируюшую длину басовых струн.
Человеческая ладонь неспособна охватить четырнадцать струн для зажима, и
поэтому басовые струны были навешаны вне грифа и никогда не зажимались левой
рукой.
В эпоху барокко
функции лютни были в значительной степени низведены до аккомпанемента, и
постепенно она оказалась вытесненной клавишными инструментами. Начиная с Х1Х в., лютня
практически вышла из употребления, но несколько её разновидностей продолжали
существовать в Германии, Швеции и на Украине.
Андреа Солари Дама, играющая на лютне
ИЗГОТОВЛЕНИЕ
В старину на изготовление лютни шли редкие сорта
дерева, слоновая кость и китовый ус. Изготовители лютней ценились так высоко,
что и поныне во Франции мастер, изготовляющий музыкальные инструменты, называется
luthier.
Ныне лютни также изготавливаются из дерева.
Дека, сделанная из тонкого листа древесины (как правило ели) имеет овальную форму.
Во всех типах лютни дека содержит одинарную или иногда тройную розетку вместо
звукового отверстия. Розетки как правило богато декорированы.
Корпус лютни
собирается из отдельных рёбер твёрдого дерева (клен, вишня, черное дерево, палисандр и др.). В
отличие от большинства современных струнных инструментов гриф лютни монтируется
на одном уровне с декой и не нависает над ней. Шейка лютни как правило
изготавливается из лёгкого дерева с покрытием из чёрного дерева.
СИМВОЛИКА
В искусстве Возрождения лютня была символом самой Музыки,
а такжепопулярной
эмблемой любовников. Лютни или
мандолины с порванными струнами изображаютв натюрмортах как символ разлада, несогласия.
В Китае лютня считалась принадлежностью мудрецов и, вместес другими музыкальными
инструментами, символом гармонии, как в браке,так и в управлении обществом.
Ксения МИНЦ Литература
1.Лютня // Немченко И.В. Язык Средневековья.
– Одесса, 2001. – С. 119-120. 2. Лютня // Трессиндер Дж. Словарь символов. - М., 2001. 3. Лютня // http://guitarra-antiqua.km.ru
Мерзнете зимой и не знаете, что еще на себя надеть, чтобы согреться? А ведь можно купить отличный радиатор. Он растопит сердце даже Снежной Королевы
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "ЛЮТНЯ"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.