Добавить компанию




МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ
МУЗЫКАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА
МУЗЫКАЛЬНЫЕ АКАДЕМИИ
ГРАНТЫ
КОНКУРСЫ
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ

НОВОСТИ


ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Главная » Статьи » МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ » МУЗЫКАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА




МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ ИМ. ГНЕСИНЫХ. ИСТОРИЯ. ЧАСТЬ 2.

Просмотров: 9588 | Рейтинг: 0.0/0 | КОММЕНТИРОВАТЬ | СТАТЬ АВТОРОМ!




Материалы по теме:

Перед войной встал вопрос о постройке нового здания для училища, так стал называться техникум. Жизнь диктовала также открыть на базе училища музыкальный вуз. Этот проект был одобрен в правительстве благодаря инициативности Елены Фабиановны Гнесиной.

Уже в первые месяцы войны, когда была объявлена эвакуация, Гнесины быстро нашли возможность вывезти большинство детей в город Елатьму, под Рязанью. Там был создан летний лагерь. Руководство лагерем Елена Фабиановна поручила преподавателям Е.Давыдовой и М.Кушенской. Преподаватели вместе с детьми готовили концертные программы и выступали в госпиталях. В середине октября 1941 года, когда немецкая армия приблизилась к Рязани, лагерь был расформирован и дети были отправлены в глубокий тыл. Все учащиеся, которые оставались в Москве, 1 сентября, как всегда, начали свой учебный год. Состав преподавателей и учащихся, конечно, сократился. В эвакуации находились Ольга и Елизавета Гнесины. Михаил Фабианович, тогда профессор Ленинградской консерватории, был тоже эвакуирован – в Йошкар-Олу, а затем в Ташкент. Преподаватели Ю.Муромцев и Ю.Венков, учащиеся теоретического отдела Наташа Синьковская и Люда Шулепова, пианисты Белла Зейфман и Евгений Копейкин были в рядах московского ополчения и на фронте. В памяти всегда останутся имена тех, кто не вернулся с фронта. Это В.Долинский (помощник директора училища), Ю.Венков, Ким (учащаяся струнного отдела), Е.Копейкин. По распоряжению Комитета по делам искусства занятия во второй половине октября были прекращены, а Елена Фабиановна была эвакуирована в Казань, где она продолжала преподавать.

Военное время было тяжелым. Но по инициативе заместителя Елены Фабиановны по учебной работе Л.Рябковой занятия в училище и школе в ноябре 1941 года были возобновлены на общественных началах. Все преподаватели старались поддерживать учебный процесс. И ученики, и педагоги помогали фронту: чинили белье, шили рукавицы для солдат, работали в госпиталях (С.Апфельбаум, М. Августовская). В 1942 году Елена Фабиановна получила разрешение на возвращение в Москву. Ехала она одна и, несмотря на страшный мороз, от Казанского вокзала прошла пешком до Собачьей площадки. С присущим ей энтузиазмом она сразу взялась за работу директора училища и школы. Будучи депутатом Моссовета, она добилась, что в зданиях были поставлены печурки, появились дрова, педагоги были прикреплены к столовым и обеспечивались необходимыми вещами. Весной 1942 года состоялись выпускные экзамены. Среди 20 выпускников были будущий известный композитор Б.Чайковский (окончивший училище как пианист по классу Елены Фабиановны), Г.Сахарова, солистка Радиовещания (класс О.Федоровской-Славинской).

Самоотверженно трудились преподаватели в годы войны. Нельзя не вспомнить педагогов фортепианного отдела Е.Вартазарьянц (заведующая отделом), В.Листову (старейшего педагога училища), М.Юдину, выдающуюся пианистку и педагога камерного класса, Е.Колобову и С.Никифорову. Разнообразную музыкально-пропагандистскую работу вели педагоги струнного отдела: А.Борисяк, Д.Любкин, К.Родионов, И.Цыпин, дирижер-педагог оперного класса Е.Сенкевич, а также старейший педагог О.Федоровская-Славинская, возглавлявшая вокальный отдел. Всю нагрузку теоретического отдела несли на себе Л.Векслер, которая, живя за пределами города, пешком добиралась до Собачьей площадки, и М.Риттих, руководившая с декабря 1941 года Государственным Домом-музеем П.И.Чайковского в Клину. Нельзя забыть и имена тех, кто заботился в эти годы о сохранности библиотеки, документации. Это работники учебной части Е.Бокарева, Н.Бахрушина и Р.Столяр, заведующая библиотекой И.Култашева и многие другие.

Военные годы еще раз показали тот творческий подъем и широту деятельности, которые всегда были присущи гнесинцам. Были организованы бригады для проведения концертов в госпиталях, музыкально-просветительская деятельность в прифронтовой полосе, на различных площадках города и за пределами Москвы – в Орле, Туле. Особенно интенсивной концертная деятельность была в 1943 году. Ее возглавила преподаватель фортепианного отдела В.Гордон-Сибор. Среди участников всех этих мероприятий можно отметить педагогов Е.Колобову, М.Августовскую, Е.Давыдову, П.Козлова, учащихся – А.Александровскую, И.Звигунову, Т.Прохорову, В.Муратову, концертмейстеров Н.Чубукову , Н.Тюрикову и В. Шубину. Свыше 1000 концертов было дано училищем за годы войны. И так же как и в довоенные годы, училище выпускало в жизнь своих питомцев. За годы войны их было 153. 15 февраля 1945 года училище отпраздновало свой пятидесятилетний юбилей. В многочисленных поздравлениях многие отмечали, что история развития советской музыкальной культуры немыслима без училища им.Гнесиных, и, как сказал Т.Хренников, за пятьдесят лет в техникуме имени Гнесиных созданы такие великолепные традиции, что необходимо, чтобы они передавались из поколения в поколение...

Еще шла война, но Советское правительство приняло решение об открытии нового высшего учебного заведения – Музыкально-педагогического института имени Гнесиных. Особым приказом Всесоюзного комитета по делам высшей школы при Совете народных Комиссаров СССР была отмечена необходимость сохранения среднего звена – музыкального училища и «старого» учебного заведения – детской музыкальной школы-семилетки. Было принято решение об открытии при новом институте специальной школы-десятилетки для особо одаренных детей. Елена Фабиановна стала директором всех учебных заведений, ее помощниками были: Л.Рябкова – в училище, В.Стрельбицкая – в школе-семилетке, З.Финкельштейн – в десятилетке, А.Юровский – в институте. Вся гигантская подготовительная работа к первому набору в институт была сделана самой Еленой Фабиановной, С. Скребковым, В.Ферманом. С годами институт приобрел большую самостоятельность, а в первые годы он был тесно связан с училищем и общим зданием, и педагогами, и преемственностью педагогических принципов и традиций, а главное тем, что Елена Фабиановна своей любовью, заботой и вниманием постоянно одаривала всю свою большую семью.

В первые тяжелые послевоенные годы, преодолевая трудности, училище не только продолжает работать, но и расширяет свою деятельность. В связи с открытием вечернего и заочного отделений возрастает количество учащихся. В училище приходят работать новые преподаватели. Елена Фабиановна и директор училища (с 1949 г.) Л.Рябкова решают открыть в училище отделения, которые готовили бы музыкантов по ранее отсутствующим специальностям, а именно исполнителей на народных инструментах, артистов музыкальных театров, музыкантов джазово-эстрадного профиля. Открытие новых отделений требовало разработки новых программ, учебных планов, методических пособий.

В 1947 году в училище был открыт дирижерско-хоровой отдел, организатором и руководителем которого был замечательный хоровой дирижер и педагог К.Б.Птица, возглавлявший в то время дирижерско-хоровую кафедру института. Первые преподаватели дирижерско-хорового отделения – С.Лаппо, А.Хазанов, П.Попов, А.Андрусенко, Г.Жданович, В. Акинфиева-Благообразова. Вскоре на отдел приходят работать молодые педагоги, в основном выпускники института: В.Богдановская, И.Злобин, М.Ивакин, Е.Пронин, И.Рещикова. В 1951 году П.Попов организовал в училище хор, так как до этого времени учащиеся отдела посещали хор института. Преподаватели отдела уделяли много внимания педагогической и хоровой практике учащихся. Именно для этой цели в училище было создано два хора, с которыми работали студенты. С 1956 по 1966 год во главе отдела встал прекрасный музыкант П. М. Попов. а с 1966 года отделом руководил выпускник ГМПИ им.Гнесиных, Заслуженный работник культуры РСФСР, старший преподаватель С.А.Бородин. Е.Ф.Гнесина с Ю.К.Черновым (справа) и Ю.В.Муромцевым. Из фондов Музея-квартиры Е.Ф.ГнесинойМного сил в дело воспитания молодых дирижеров внесли впоследствии такие преподаватели как Л.Н.Виноградова, Ю.К.Чернов, Л.А.Сомова, Заслуженный работник культуры А.Н.Кабакчиева, Н.М.Митюшина, Э.Я.Кабакова. Педагоги отдела за время его существования создали огромное количество авторских программ по всем дисциплинам специального цикла, куда входят: дирижирование, чтение хоровых партитур, хороведение, хоровая литература и аранжировка. хоровое сольфеджио и хоровой класс, вокальный ансамбль, постановка голоса и другие. Развитие вокальных данных, столь важное для специальности дирижера – хоровика, определило работу на отделе вокальной секции, которой долгое время руководила старейший педагог училища, выпускница института им. Гнесиных Т.Е.Румянцева.

В 1988 году на дирижерско-хоровом отделе был создан камерный хор «Орфей». Его организаторами явились ныне заведующий отделом, Заслуженный работник культуры РФ В.А.Калинин и преподаватель Э.Я.Кабакова. Хор ведет активную творческую деятельность, много выступает с разнообразным репертуаром, включающим произведения старинной и современной русской и западно-европейской музыки. За годы своего существования хор стал лауреатом многих фестивалей и конкурсов, проходивших в России и за границей.

История отдела народных инструментов начинается с 1956 года. Его организатором был А.С.Илюхин, возглавлявший в то время кафедру русских народных инструментов в институте. Этот отдел стал одним из самых популярных в училище, так как и в Москве и особенно на периферии нашлось много желающих учиться на самых разных народных инструментах. Отдел готовит музыкантов очень широкого профиля: это и блестящие исполнители, виртуозно владеющие своим инструментом, и преподаватели музыкальных школ, и руководители самодеятельных оркестров. Многие выпускники отдела стали лауреатами международных конкурсов: Н.Собачевский, В.Беляков, А.Скляров, Б.Попов, В.Калистов, В.Зажигин, А.Архиповский. С момента организации отдела на нем работали и работают прекрасные педагоги и блестящие исполнители. Это Заслуженный работник культуры РСФСР А.Ф.Суханов, руководивший отделом с 1959 по 1963 год, Заслуженный работник культуры РСФСР Н.М.Комиссаров, который принял на себя руководство отдела в 1963 году, Заслуженные работники культуры РСФСР Н.К.Дмитриев, В.Н.Мотов, Т.Янченко, преподаватели В.Т.Буравлев, С.Е.Щегловитов, Т.В.Государева, ЮИ.Бубенцов, лауреаты Всесоюзных и международных конкурсов А.А.Цыганков, В.Е.Зажигин, А.В.Бардина, ,выпускники отдела, ставшие его педагогами – С.И.Скворцов. А.С.Скворцова, С.Ф.Мещеряков, В.А.Ерзунов и другие. Отдел народных инструментов, которым с 1999 года руководят С.И. Скворцов и А.С.Скворцова, славится большой методической работой, созданием учебных пособий. Постоянно идут поиски по пополнению репертуара, где заслуживают внимания оригинальные сочинения и транскрипции. В 1960 году на отделе были открыты классы гитары и аккордеона, созданы исполнительские коллективы: оркестр народных инструментов и оркестр баянов и аккордеонов. Педагоги и студенты отдела всегда много занимались и занимаются концертной деятельностью, оказывают методическую помощь музыкальным школам и другим училищам.

Училище им. Гнесиных было первым музыкальным училищем в стране, где в 1957 году было открыто заочное отделение. Этот эксперимент был нужен, так как должен был проанализировать целесообразность заочного музыкального обучения в среднем звене. Возглавила это отделение выпускница дирижерско-хорового факультета института В.А.Богдановская. Впоследствии ее сменили О.Корчагина (1965-66 год), З.Калашникова (1966-1967 год) и Л.К.Григорьева (с 1967). С помощью института преподаватели училища стали разрабатывать программы, учебные пособия и задания для заочников. Уже первый набор собрал 30 человек, приехавших из самых разных уголков России, музыкантов, работающих по данной специальности, но по каким-то причинам не получивших специального среднего образования. В активной работе по созданию учебных пособий участвовали К.Арзаманова (методика преподавания фортепиано), Л.Эльперин (пособие по чтению с листа на уроках фортепиано), А.Илюхин (методика обучения игре на балалайке). Спустя три года, с открытием заочного теоретического отделения, в училище была создана издательская группа (преподаватели Г.А.Додонов, И.Я.Коган, А.Кондратьев), которая планировала всю методическую работу отделения. Чтобы повысить квалификацию педагогов Москвы, также не имеющих диплома о среднем специальном образовании, в училище появилась вечерняя форма обучения на отделах фортепианном, вокальном, народных инструментов, а затем на струнном, дирижерско-хоровом, теоретическом и духовом.

Интенсивна и активна была жизнь в училище не только на новых отделах, но и на «старых». После войны самый первый отдел училища – фортепианный – работал под руководством известного пианиста, лауреата Всесоюзного конкурса А.Татуляна. На отделе тогда преподавали известные педагоги А.В.Вицинский, Е.С.Канторович,Т.Д.Гутман, Н.В.Отто, М.Э.Фейгин, Б.М.Берлин, А.Д.Алексеев, А.Н.Юровский, М.А.Гурвич, Л.Я.Эльперин, В.В.Листова, С.С.Никифорова (с 1957 года она стала заведующей отделом), Е.К.Николаева, Е.Ф. и О.Ф.Гнесины. По инициативе молодежи был организован творческий кружок, помогающий расширить знание фортепианного репертуара – как зарубежного, так и русского. В то время на отделе учились Е.Ф.Светланов, Г.Н.Рождественский и А.Эшпай – в будущем музыканты с мировым именем. В 50-е годы начинают свою педагогическую деятельность молодые педагоги К.Арзаманова, А.Егоров, С.Зак, Е.Кудрявцева, Н.Лапкин, Е.Либерман, М.Москаленко, Н.Мутли, И.Наумова, И.Савина, А.Чекмазов, Е.Щербакова, Э.Мирзоян.

В 1963 году отдел возглавила Р.А.Диева, ныне Заслуженный работник культуры РФ. Р.А.Диева вместе с педагогическим коллективом начала работу по созданию новых программ, с педагогами А.Егоровым и Е.Кудрявцевой она вошла в жюри конкурсов пианистов старших классов музыкальных школ Москвы, где участвовали и гнесинцы. Так, в 1967 году второе место на одном из таких конкурсов занял ученик класса И.И.Наумовой В.Бочкарев.

Формирование музыканта-исполнителя педагоги гнесинской школы не мыслили без овладения им ансамблевым искусством. После окончания войны, по инициативе Елены Фабиановны, на фортепианном отделе был создан концертмейстерский класс. Его первым педагогом стала Т.Н.Трофимова – пианистка и певица, музыкант редкой образованности. Она привлекла в концертмейстерский класс Н.П.Сахарову, Р.И.Жив, Т.Н.Соловьеву, Л.Н.Алексееву, которая с 1962 года и по сей день руководит классом и является сотрудником мемориального музея Е.Ф.Гнесиной, И.Горкину, иллюстраторов В.Аветисову-Девянович, С.Ермакову, Т.Румянцеву. Позднее коллектив пополнился молодыми музыкантами И.Звигуновой, В.Демченко, И.Трахман, В.Стрижовской, Н.Козловой. Предельно активна была исполнительская жизнь концертмейстерского класса, организатора концертов «Наши творческие вечера», тематика которых отличалась необычайным разнообразием и посвящена была музыке Шопена, Шумана, французским композиторам, юбилейным датам. Установив связь с одной из молодежных студий художественного слова, педагоги и молодые музыканты подготовили литературно-музыкальные программы (Тютчев и музыка», «Тургеневский вечер-концерт», «Болдинская осень» и другие). В марте 1970 года это творческое содружество педагогов и студентов отметило даже свой юбилей – 10-летие. Итоги поражали: 130 концертов, в которых на разных площадках приняло участие 267 человек. Последней работой этого творческого кружка стал концерт, посвященный 100-летию М.Пришвина (1973 год).

В классе камерного ансамбля, развивающем одну из самых сложных форм музыкального исполнительства, подготовка студентов проходила у преподавателей, обладающих блестящим образованием и большим опытом: Л.Эльперина, П.Хондзинского, М.Н.Теленчак и С.И.Черняховской, последние из которых с успехом работают и сегодня. Гордостью фортепианного отдела всегда были и остаются его воспитанники. В 70-е годы это лауреат престижных международных конкурсов В.Виардо (ученик И.И.Наумовой), победитель Всесоюзного конкурса (1983 год) им.Рахманинова К.Щербаков (класс И.И.Наумовой), А.Фоменко, ученик И.И.Савиной, лауреат конкурса им.Маргариты Лонг и Жана Тибо в Париже, М.Трушечкин – первая премия конкурса пианистов в Антверпене, С.Чернова (класс Р.А.Диевой) – первая премия конкурса пианистов в Италии (1994 год, город Казале Монсерато).

На старейшем отделе училища – струнном – после войны педагогические традиции гнесинской школы были продолжены опытными педагогами. По классу скрипки – М.Козолуповой, С.Микитянским, В.Башмаковым, С.Кунаковым; по классу альта – Г.Талаляном, И.Цыпиным; по классу виолончели – А.Бендицким, А.Власовым, А.Моисеевым. В классе контрабаса работали А.Уханов, В.Хоменко, А.Михно. После войны возглавляли отдел А.С.Бендицкий и С.М.Кунаков. Классами квартета и камерного ансамбля руководили известные музыканты, знатоки ансамблевого исполнительства: А.Георгиан. Л.Эльперин, В Кубацкий, в прошлом участник квартета имени Страдивари, Г.Талалян, участник квартета имени Комитаса, М.Готлиб, В.Матковский. Высокий профессиональный уровень исполнения, разнообразная программа всегда привлекали слушателей в концертный зал, туда, где проходили экзамены, концерты и академические вечера классов квартета и камерного ансамбля. Энтузиазм преподавателей и студентов позволил организовать камерный оркестр (под руководством М.Готлиба), а позднее открыть самостоятельный камерный отдел под руководством Р.Давидяна (1956 г.). Был создан виолончельный ансамбль, руководителем которого стал А.Бендицкий, а симфонический репертуар студенты училища осваивали в симфоническом оркестре, объединявшем вместе струнный, духовой, а в отдельных случаях фортепианный и дирижерско-хоровой отделы. За дирижерским пультом оркестра училища стояли замечательные музыканты и педагоги – Ю.Юровецкий, Г.Талалян, М.Тэриан, И.Чалышев.

Педагогические традиции гнесинской школы продолжают сегодня все педагоги отдела, возглавляемого Заслуженным учителем России Е.Ю.Стоклицкой. Жизнь отдела – это не только занятия, академические вечера, но и гастрольные поездки, работа студентов в международных оркестрах, запоминающиеся встречи с музыкантами мирового уровня, какой, например, была встреча в 2000 году с З.Броном, творческое общение с педагогами и участниками Конкурсов скрипачей им. Гнесиных.

Организованный по инициативе Е.Ф.Гнесиной отдел духовых и ударных инструментов в годы войны почти не работал, так как многие учащиеся и педагоги находились на фронте или в эвакуации.В первые годы войны отдел закончили только несколько учащихся по классу И.Пушечникова (гобой) – Н.Степанова, С.Корольков, а по классу М.Табакова (труба) – И.Границкий, будущий лауреат международных конкурсов и преподаватель училища, и К.Паниотов. Многие послевоенные выпускники стали солистами лучших оркестров страны, совмещая исполнительскую деятельность с педагогической. В течение многих лет отделом руководил превосходный музыкант Б.П.Григорьев, в 1967 году его сменил В.Финкельберг, а затем воспитанник училища и института им.Гнесиных, лауреат международного конкурса в Варшаве (1955) и солист Большого театра (1956-1979) Р.Н.Владимиров. Неоценимый вклад в подготовке молодых музыкантов сыграли: великий трубач Т.А.Докшицер, Н.И.Платонов, А.И.Усов, А.А.Рябинин, С.И.Леонов, М.А.Измалков, В.В.Плахотский, В.А.Гетман. Г.И.Беляков, Я.И.Гольдфарб. Стремясь к подготовке музыкантов широкого профиля, преподаватели отдела всегда отдавали много сил занятиям ансамблем, чтению партитур, инструментовке, дирижированию и другим дисциплинам. Серьезная преподавательская работа повлекла за собой создание целого ряда научно-методических пособий таких как: «Хрестоматия для гобоя» и «Методика обучения на гобое» (Пушечников), «Произведения для кларнета» (Гетман), «Переложения для валторны» (Леонов), «Школа для тромбона» (Григорьев) и другие. Лучшие традиции и преемственность отличают работу отдела и сегодня. В настоящее время им руководит Заслуженный работник культуры РФ В.А.Докшицер, а преподавательский состав включает как опытнейших музыкантов – В.П.Иванова, Е.Б.Зобкова, М.К.Шапошникову, Н.И.Кондрашова, так и молодых, недавних выпускников, уже ставших лауреатами многих конкурсов: Л.Друтина, Заслуженного артиста России Л.Мельникова и других.

Во главе вокального отдела до 1949 года стояла Н.А.Вербова. Ее сменила П.Л.Тронина, с 1970 года – Заслуженный работник РФ В.Н.Стулов, а с 2000 года отдел возглавил молодой и талантливый педагог, студенты которого уже известны в музыкальном мире – Д.Ю.Вдовин. Славу отдела составили такие имена педагогов как: Е.Иванов, Н.Панчехин; ведущий педагог класса вокального ансамбля, автор многочисленных обработок – Б.М.Шляхтер, подготовивший великолепные вокальные ансамблевые коллективы, среди которых мужское трио «Реликт». Его ученики – М.А.Александровская, Л.И.Ткачева, Е.В.Трощинская и многие другие известные артисты. Выпускниками этого отдела училища стали певцы с мировым именем: Народная артистка СССР З.Долуханова и Народная артистка РСФСР Г.Калинина, Народный артист СССР Е.Райков, И.В.Банковский, М.И.Ланда, Р.П.Лисициан, лауреат международных конкурсов, солистка Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Г.Симкина, солисты Большого театра Е.Заремба и И.Семенов, заслуженный артист России С.Захаров, лауреат международных конкурсов артистов эстрады Ф.Киркоров.

Жизнь вокального отдела всегда отличалась интересными творческими инициативами, которые особенно усилились в последние годы. Здесь можно назвать открытые уроки педагогов, в рамках проекта «Введение в профессию» встречи с выдающимися исполнителями, например, И.Архиповой, совместные концерты вокального и фортепианного отделов. Интереснейшим проектом стало исполнение объединенным хором дирижерско-хорового и вокального отделов «Кармины Бураны» Орфа, «Весны» Рахманинова, Stabat mater Дворжака.

Класс для групповых занятий. 1974 год

На четвертом, пятом и шестом этажах высотного здания училища расположены классы, где непременно бывают все студенты. Здесь проходят занятия по музыкальной литературе и теоретическим дисциплинам. Училище им. Гнесиных всегда славилось блестящими педагогами-теоретиками, совмещающими преподавательскую работу с научной и методической, ищущими новые интересные формы обучения применительно к данной специальности.

В послевоенные годы, наряду с преподавателями П.Г.Козловым, В.А.Таранущенко, А.А.Степановым, на отделе начали работать Г.М.Ванькович, И.Я.Коган, В.Н.Зелинский, Г.А.Балтер, В.А.Кириллова, воспитанники института им. Гнесиных: Т.Л.Адеркас, И.Дмитриева, А.Зайдель, Б.Копелевич, А.Райская, С.Романюк, Л.Путимова, Р.Саркисова, Е.Кадашевич, позднее выпускники Московской консерватории: Б.Алексеев, В.Середа, В.Холопова, А.Чугаев. Музыкальную литературу вели Е.А.Бокщанина и М.Э.Риттих, Т.В.Оболадзе и З.Л.Финкельштейн, Р.К.Ширинян и Б.С.Ионин, блистательная пианистка и лектор Р.И.Барановская, долгие годы возглавлявшая секцию музыкальной литературы, позднее – И.А.Прохорова, выпускники института З.В.Гуменюк, Г.А.Додонов, Е.Е.Дурандина, Д.С.Михеева, С.И.Чернякова, Т.В.Шенталинская. Педагоги-теоретики всегда находят средства, помогающие максимально раскрыть творческую индивидуальность ученика и приобщить его к самостоятельной работе. С этой целью постоянно проводятся конкурсы по сольфеджио, в которых принимают участие студенты теоретического, дирижерско-хорового, а также исполнительских отделов, теоретические конференции. В рамках лекторской практики студенты выступают на разных площадках с лекциями-концертами. Введение композиции в учебный план теоретического отдела позволил пригласить в качестве преподавателей Членов Союза композиторов А.И.Головина, Ю.В.Воронцова, П.А.Климова. В тесном сотрудничестве всех отделов училища проходят концерты студентов-композиторов.

Методическая и научная работа преподавателей теоретического отдела всегда отличалась разными направлениями, которые были связаны с созданием учебных пособий и программ для школ и училищ (по всем формам обучения). Многие педагоги являются авторами учебников и монографий, постоянно оказывают методическую помощь. Долгие годы отделом специальной теории заведовали В.А.Кириллова, автор уникальных пособий по сольфеджио и гармонии, и Н.А.Соловьева, отразившая свой большой педагогический опыт в работе «Упражнения на фортепиано в курсе гармонии», общетеоретическим отделом руководил В.П.Середа, создатель интереснейших методических разработок по элементарной теории, педагог редкой творческой инициативности и энтузиазма. На отделе и сейчас работает много выпускников училища – Н.В.Бойцова, возглавляющая отдел, И.А.Писаревская, В.В.Дмитриева, Е.В.Кириллова. Многие после окончания института или консерватории, занимаясь исследовательской работой, стали кандидатами искусствоведения. Проблематика их диссертаций разнообразна. Это и «Симфонизм Ч.Айвза» – О.Н.Соколовой, «Проблемы формирования инструментального мышления в английской верджинальной музыке» Т.Р.Огановой.

Уникальным и старейшим отделом Училища, педагоги которого работают со всеми учащимися без исключения, является отдел общего фортепиано. Фортепиано – это тот инструмент, владеть которым должны музыканты всех специальностей. Так всегда считали в семье Гнесиных, и этой традиции следуют все педагоги отдела. Отдел возглавляли замечательные музыканты, такие как В.И.Рукина, Л.И.Негретова, Н.Б.Дерунц, Н.Е.Кедрова. В настоящий момент им руководят С.Н.Беляева и Л.Г.Макеева. Методично и любовно разрабатываются индивидуальные программы, куда входят произведения зарубежной и русской классики, современная музыка. Большое внимание на уроках уделяется чтению с листа и умению проявить себя в качестве концертмейстера. В этом плане особый интерес вызывают концерты отдела, где в разнообразнейших ансамблях участвуют студенты разных специальностей.

Исполнительское рождение произведения происходит и тогда, когда в совместном творческом музицировании объединяются студент-инструменталист или вокалист и концертмейстер. В Училище работают высоко профессиональные и опытные концертмейстеры, многие из которых специализируются на той или иной специальности. В наши дни это: концертмейстеры вокальных классов – О.Г.Семашина, струнных – Т.Г.Гончаренко, духовых – Н.Козлова.

Успехи выпускников – гнесинцев и судьба учебных заведений имени Гнесиных во многом были связаны с педагогической направленностью процесса обучения. Еще в начале ХХ века Елена Фабиановна стала вести курс методики обучения фортепианной игре с начинающими, подготавливая своих учеников к будущей педагогической работе. Позднее, еще при отсутствии отдела хоровых дирижеров, был введен курс методики хорового дирижирования, который читал К.Виноградов. Этот курс посещали учащиеся разных отделов. Была введена Е.Ф.Гнесиной и педагогическая практика, хотя она не являлась обязательным предметом учебного плана. Именно здесь студенты могли попробовать свои силы на педагогическом поприще. Склонность к педагогике Гнесины обнаруживали в специально организованных группах по подготовке к поступлению в училище, где занятия проводили студенты. Елизавета Фабиановна на уроках сольфеджио прибегала к методике «пробных уроков», предлагая своим учащимся в ее присутствии проводить занятие. Многие студенты «нашли себя» в стенах училища, приобщаясь к разным видам педагогической деятельности. Со временем, разработка учебных программ по методическим дисциплинам, их совершенствование отразилось на появлении педагогической специализации на исполнительских отделах, а в наши дни – на Государственном экзамене по педагогической подготовке. Сегодня сектор педагогической практики в училище – это настоящая «Музыкальная школа», где одновременно учатся и молодые начинающие педагоги, и их ученики. Опытный педагог-методист Н.Н.Макурова умело организует весь непростой учебный процесс, а такие старейшие преподаватели, как Е.А.Калантарова, Г.В.Разоренова с радостью передают свой педагогический опыт студентам-практикантам.

К концу 60-х годов училище настолько разрослось, что ему стало слишком тесно в здании, которое оно делило с институтом. И тогда Елена Фабиановна, несмотря на свой преклонный возраст, прикованность к инвалидной коляске, стала бороться за строительство нового здания, по соседству с прежним. Строительство велось не один год. Много энергии и сил этому делу отдавал и директор училища Ю.К.Чернов, сменивший на этом посту ушедшую на пенсию Рябкову, Только благодаря многократным и настойчивым обращениям в правительственные инстанции Елене Фабиановне удалось добиться постройки и нового здания училища, и общежития для учащихся института и училища, и Концертного зала, и кооперативного дома для педагогов. Ван Клиберн в гостях у Елены ФабиановныСама она продолжала жить в маленькой квартирке, размещавшейся в здании института.

В 1965-м году Училище праздновало свое 70-летие. За заслуги в области подготовки музыкальных кадров оно было награждено почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР.

С 1961 году директором училища был Ю.К.Чернов, дирижер-хоровик, закончивший Институт им.Гнесиных по классу А.С.Андрусенко. Елена Фабиановна была инициатором назначения Ю.К.Чернова на этот пост. Она относилась к нему с нежностью и вниманием, верила в его успехи и он, действительно, оправдал ее надежды, став превосходным руководителем. Безжалостна была судьба к Ю.К.Чернову: он умер в самом расцвете сил.

Елена Фабиановна вместе с Ю.К.Черновым обдумывали идею открытия в училище отделения музыкальной комедии.

И отдел музыкальной комедии был организован при активном участии главного дирижера Академического музыкального театра К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко Л.Михайлова, артистов театров Москвы С.Гушанского (Театр имени М.Н.Ермоловой), И.Раппопорта (Академический театр им. Вахтангова), О.Ремез (Драматический театр им. Пушкина). С 1965 года, момента открытия отдела им руководила Б.Туржанская, затем А.Левина, а с 1970 года заведование отделом на себя взяла С.Гутманович. Последний выпуск отдела состоялся в 2001 году. За годы существования отдел выпустил не одну сотню студентов, которые пополнили театры Ташкента, Хабаровска, Пятигорска, Петразаводска и других городов. Москва пригласила выпускников С.Варгузову, В.Мишле (театр Оперетты), Л.Заовражную (Драматический театр им. Пушкина), Е.Герчакова (Центральный театр Советской Армии). Каждый выпуск сопровождался спектаклями, в разных жанрах. Это «Мадмуазель Нитуш Ф.Эрве, и «Целуй меня, Кэт», «Прекрасная Елена» Ж.Оффенбаха и «Девичий переполох» Ю.Милютина, «Веселая война» И.Штрауса и многие другие.

В 1971 году по инициативе известного хорового дирижера, Народного артиста РСФСР А.А.Юрлова и директора Училища Ю.К.Чернова был открыт отдел руководителей народного хора. Его возглавила студентка института И.А.Серебренная, бесменно находящаяся на этом посту до сегодняшнего дня. Становление отдела проходило в сотрудничестве с замечательными музыкантами, знатоками русского фольклора А.В.Рудневой, А.А.Юрловой, Н.В.Калугиной, В.И.Харьковым. И как всегда в училище, открытие новой специальности – это был поиск эффективной системы обучения, включающей, наряду с классическими музыкальными дисциплинами, специальные предметы: расшифровка народных песен, изучение областных певческих стилей, фольклорный ансамбль, основы народной хореографии, хоровой класс и другие. Но главное, что подготовка специалистов народного хорового пения шла на основе глубокого изучения фольклора, освоения аутентичного исполнения. Фольклорные экспедиции, ставшие обязательной частью учебного процесса, помогали не только в записи народных песен, но и в изучении народных обрядов, сохранившихся традиций, поиске народных костюмов. Дипломные работы студентов отдела поражают яркостью и красочностью мастерски поставленных сценок, запечатлевающих жизнь, обряды разных народов и национальностей. Исполнители демонстрируют свои хореографические возможности, блестящее хоровое и сольное пение, актерские таланты. Многие выпускники отдела продолжают свою творческую деятельность в качестве руководителей народных хоров и фольклорных ансамблей, педагогов, артистов профессиональных коллективов, таких как фольклорный ансамбль «Карагод», ансамбль «Сирин» и других.

В стремлении к освоению новых профессиональных сфер Училище с 1973 года в течение нескольких лет готовило артистов кукольных театров, а с конца этого же года открыло эстрадный отдел, который действовал по 1994 год. Для определения принципов, необходимых для подготовки молодых специалистов в области эстрадно-джазового искусства, была создана инициативная группа, в которую входили известные музыканты Ю.Саульский, Г.Гаранян, И.Бриль, В.Бранд, Н.Батхин. Отдел объединял в себе разные специальности – гитару, саксофон, трубу, ударные, вокал. Специфика профессии требовала разработки таких учебных курсов как аранжировка, история джазовых стилей, джазовая гармония и импровизация. Работа над этими курсами привела к подготовке и опубликованию печатных работ, наиболее значительные из которых: «Практический курс основ импровизации» И.Бриля, «Гармония в джазе» Ю.Чугунова, «Хрестоматия для класса саксофона» А.Осейчука. Выпускники отдела – И.Отиева, А.Пенкин, А.Ситковецкий – стали известными музыкантами, имена которых постоянно встречаются на концертных афишах.

В 1982 году в Училище состоялся выпуск отдела цыганского театра, созданного по инициативе и под руководством Н.Сличенко.Четыре года отдел готовил кадры специально для цыганского театра "Ромэн".

Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтакте и Google+. Подписаться на RSS можно здесь.




Дорогие друзья! Мы всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ ИМ. ГНЕСИНЫХ. ИСТОРИЯ. ЧАСТЬ 2." показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ru интереснее и информативнее.

Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.



По материалам: http://www.gnesin.ru
2009-07-14


Теги: ГНЕСИНКА, МУЗЫКАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ




Комментарии



Уважаемый гость! Чтобы добавить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на нашем сайте.


Концерты

11.01.2018

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

30-31.12.17

Мюзикл Мюзикл "Щелкунчик и мышиный король"

20.12.17

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы». Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

11.03.17

В Москве пройдет мультимедийное театрально-цирковое шоу «Человек-амфибия» В Москве пройдет мультимедийное театрально-цирковое шоу «Человек-амфибия»

9.04.17

Международный фестиваль LegeArtis впервые пройдет в Москве Международный фестиваль LegeArtis впервые пройдет в Москве

Рекомендуем

Ваше Мнение

Какие рубрики нашего сайта вам наиболее интересны?

Присоединяйтесь!





Подписка

Рекомендуем

Актуально

Эксклюзивы

Мстислав Ростропович. Жизнь как легенда Мстислав Ростропович. Жизнь как легенда

Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь

Сусанна Зарайская. Как быстро выучить иностранный язык с помощью музыки Сусанна Зарайская. Как быстро выучить иностранный язык с помощью музыки

Женские голоса. Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано Женские голоса. Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано

Исаак Дунаевский. Жизнь и творчество Исаак Дунаевский. Жизнь и творчество

Хосе Каррерас. Жизнь и творчество Хосе Каррерас. Жизнь и творчество

Новости Культуры

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

Мюзикл

Мюзикл "Щелкунчик и мышиный король"

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

Владимир Спиваков и Симона Кермес открыли XV юбилейный сезон Дома музыки в Светлановском зале

Владимир Спиваков и Симона Кермес открыли XV юбилейный сезон Дома музыки в Светлановском зале

19 сентября состоялся официальный релиз нового сингла Александра Когана

19 сентября состоялся официальный релиз нового сингла Александра Когана

Радио “Орфей” отметит столетие Октябрьской революции премьерой симфонической поэмы всемирно известного узника ГУЛАГа

Радио “Орфей” отметит столетие Октябрьской революции премьерой симфонической поэмы всемирно известного узника ГУЛАГа

Мастер-Класс

Мастер-классы по вокалу от Полины Гагариной Мастер-классы по вокалу от Полины Гагариной

7 главных качеств, которыми должен обладать хороший учитель музыки 7 главных качеств, которыми должен обладать хороший учитель музыки

Урок-конкурс "Музыкальная семья" Урок-конкурс "Музыкальная семья"

КВН юных филологов. Внекласное мероприятие для 6-го класса КВН юных филологов. Внекласное мероприятие для 6-го класса

Детям о Великой Отечественной войне. Сценарии праздников Детям о Великой Отечественной войне. Сценарии праздников

Блоги

Эннио Маркетто - бумажный человек Эннио Маркетто - бумажный человек

Топ-6 мифов о классической музыке Топ-6 мифов о классической музыке

Тест: На какого известного музыканта вы похожи? Тест: На какого известного музыканта вы похожи?

Музыканты шутят. Самые убойные фразы дирижеров симфонических оркестров Музыканты шутят. Самые убойные фразы дирижеров симфонических оркестров

Куда поехать летом? Золотое кольцо России Куда поехать летом? Золотое кольцо России

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0