Хендриксу было всего 27 лет, когда он умер, и лишь четыре
года он серьезно занимался музыкой. Однако и этого короткого срока хватило
Хендриксу, чтобы стать первоклассным гитаристом и знатоком различных
музыкальных направлений, а также блестящим примером для черных артистов в их
борьбе за равные с белыми права.
ФИЛЬМ: Джимми Хендрикс –
«Незаконченная история»
«Музыка Хендрикса - это авангардное рок-искусство, - пишет А. Налоев. - И
хотя корни его питает классический негритянский блюз, один из ведущих
компонентов рока, - оно прошло сквозь многочисленные стилевые трансформации
эпохи молодежной контркультуры 60-х годов, когда поиски и эксперименты в
области звука и ритма, отодвинув мелодию на второй план и отдав предпочтение
виртуозной технике исполнения как доминирующему началу, привели к возникновению
специфического звучания композиций Хендрикса. Критики дали этому звучанию
следующее определение:психоделический
хэви-метал-блюз.
Мы еще вернемся к толкованию необычного термина, пока же отметим: рок-авангард
по сути - антимелодичность. И потому он воспринимается лишь в контексте своего
времени, когда эксперимент обладает самозначимой ценностью. Таким было
искусство Джимми - искусством революционным, открывающим новые горизонты для
развития и совершенствования всей рок-культуры.
И действительно, его особая гитарная техника исполнения, найденный им
широчайший спектр применения им же апробированных звуковых эффектов, новации в
метроритмических построениях, - все это, хотя и не подлежало буквальному
воспроизведению из-за уникальности таланта Хендрикса, было взято позднее, когда
в начале 70-х закончилась эпоха контркультуры, на вооружение многочисленными
последователями виртуоза: представителями хард- и хэви-рока. Но - с возвратом к
«благозвучной последовательности звуков, образующей известное музыкальное
единство» (так в словаре), иначе говоря - к мелодии».
Джеймс Маршалл Хендрикс родился 27 ноября 1942 года в Сиэтле, штат
Вашингтон. Его отец играл на саксофоне в любительском ансамбле, а тетя - на
органе в одной из баптистских церквей.
В раннем детстве Джимми освоил скрипку и гармонику. В одиннадцать лет он
начал играть на гитаре. Еще через два года Джимми уже выступал со школьными
группами на танцах, исполняя блюзы и совсем недавно появившиеся рок-н-роллы. У
него были великолепные учителя, правда, виртуальные.
Он учился, слушая записи знаменитых гитаристов Би-Би Кинга и Мадди Уотерса,
чью технику исполнения копировал.
В 1961 году Хендрикса призвали в армию, в десантные войска. Там он
продолжал заниматься музыкой - играл в свободное время в ансамбле, где и
познакомился с бас-гитаристом Билли Коксом. Едва не погибнув в 1963 году в
результате неудачного прыжка с парашютом, Хендрикс оставил военную службу.
Он начал профессиональную карьеру сешн-гитариста, играющего по найму с
теми, кому подходит его мастерство инструменталиста. В течение года он
гастролировал по Соединенным Штатам, аккомпанируя многим суперзвездам, таким, в
частности, как Би-Би Кинг, Уилсон Пиккет, Сэм Кук, Литтл Ричард, дуэту Айк и
Тина Тернер.
В конце 1964 года молодой музыкант обосновывается в Нью-Йорке, в
артистическом районе Гринич-Виллидж. Здесь он впервые начал записываться на
пластинки, играя с певцом Кертисом Найтом, с другими исполнителями. В 1965 году
он создал группу «Jimmy James and The Blue Flames», с которой выступал сначала
в небольших клубах, а затем получил приглашение играть в престижном «Cafe Wha».
Молодой гитарист привлекал внимание публики сверхимпульсивными интерпретациями
традиционных блюзов с элементами психоделики и хард-рока.«Блюз - вот что питало
корни собственного творчества Джимми, - отмечает А Налоев. - Блюзовый гитарист
обретал поистине джазовую свободу импровизации, при которой он был подчинен
лишь 12-тактной системе построения композиций, но свободен в своем
инструментальном волеизъявлении, ограниченном лишь индивидуальными
способностями.
А Хендрикс был гитаристом-левшой, и, судя по виртуозности его исполнения,
которой он достиг еще в подростковом возрасте, инструментальное волеизъявление
было у него, как говорится, от Бога”.
Летом 1966 года он пережил трудное время, гастролируя по Америке вместе с „Isly
Bravers» и „Little Richard”. Впрочем, многие из предшественников Хендрикса - от
«Ти-Боун» Уолкера до Чака Берри - имели точно такой же опыт.
После участия в бесчисленных группах различных стилей и направлений
Хендрикс оказался в Нью-Йорке. Приняв сценическое имя Джимми Джеймс, он создал
свою собственную команду, которой, однако, не хватало денег и опытного
руководителя, чтобы вызвать к себе серьезный интерес. Неудачами заканчивались и
все прослушивания в звукозаписывающих компаниях.
Жизнь Хендрикса изменилась после того, как его в августе 1966 года заметил
басист и одновременно продюсер группы „Animals» Чаз Чандлер, только что
покинувший свой коллектив и решивший заняться менеджерскими делами.
Хендрикс произвел на того такое сильное впечатление, что признанный
музыкант уговорил Джимми вернуться вместе с ним в Англию. Расчет Чандлера был верен: пока «Битлз» гастролировали по миру и записывали новые песни, британская
сцена была открыта для молодых талантов. Тот же Чаз Чандлер поощрял стремление
Джимми Хендрикса к созданию собственных поэтических текстов.
В Англии Джимми Хендрикс организовал группу вместе с басистом Ноэлем Реддингом и
барабанщиком Митчем Митчеллом, которая вскоре стала сенсацией в британских
клубных кругах. Новая музыкальная компания „Treck Records», которую в то время
возглавлял менеджер группы „Who» Кит Ламберт, в 1967 году записала первый сингл
группы «Эй, Джо!”.
Но вскоре стало ясно, что Хендрикс ничего не может противопоставить
растущим ухищрениям студийной техники. Вышедший в том же году дебютный альбом
Хендрикса «А ты опытен?» прошел почти незамеченным, так как спустя всего три
недели появился альбом «Битлз» «Сержант Пеппер”.31 марта 1967 года на концерте
в лондонском Финсбери-парке Хендрикс, войдя в раж, впервые поджег свою гитару
Зрители пришли в экстаз.
Позднее подобные «пиротехнические эффекты» Джимми сделал неотъемлемой
частью своих выступлений. Предельная экспрессия сценического поведения,
экстравагантность самого рок-шоу Хендрикса не уступали экспрессии и
экстравагантности его музыки.
В 1967 году группа Джимми Хендрикса отправляется покорять Америку.20 мая
1967 года Джимми подписал свой первый американский контракт - с фирмой „Reprise
Records», которая выпустила дебютный альбом в сентябре, и он занял в таблице
популярности США 5 место, а всего разошелся в количестве почти трех миллионов
экземпляров
В июне 1967 года на фестивале „The Monterey Pop Festival» состоялся
ошеломляющий дебют. После Монтерея работа стала для группы источником дохода, и
она непрерывно гастролировала по стране, зарабатывая деньги для финансирования
будущих альбомов.
Альбом конца 1967 года „Exise: Bold as Love» стал более «студийным», чем
его предшественник. Он продемонстрировал возможности Джимми-мелодиста и
одновременно - гитариста более академического плана, его неожиданно открывшееся
умение сочетать неистовость с рассудочностью.12 мая 1968 года, когда Хендрикс
направлялся на концерт в Торонто, его арестовали на канадской границе. У
музыканта обнаружили гашиш и героин.
Тайная, скрываемая по возможности от всех страсть к наркотикам стала
известна широкой публике. Болезнь вытягивала из Джимми не только жизненные, но
и творческие силы, хотя до музыкального кризиса он не дожил. Тогда же Джимми
удалось избежать наказания, а вскоре и само происшествие забылось.
Двойной альбом 1968 года „Electric Lady-land» представлял собой дальнейшее
развитие технической стороны деятельности группы. Этот альбом 16 ноября
возглавил американский хит-парад, добившись 18 ноября на родине Хендрикса
«золотого» статуса.
В то же время отношения между членами трио сильно накалились после отъезда
Чандлера в сентябре 1968 года. Ноэль Реддинг покинул группу, и Хендрикс
попросил своего давнего друга Билли Кокса заменить его. Изменение в составе
стало новым воплощением группы, экспериментально названной „Gypsies Suns and
Rainbows”. Музыканты начали использовать клавишные инструменты и вторую гитару.
Следующим названием группы стало „Band of Gypsies», когда появился еще и
барабанщик Бадди Майлс. Первые концерты новой группы были впечатляющими, хотя
по желанию Хендрикса звук стал более низким и громким.15-17 августа 1969 года
Хендрикс принял участие в знаменитом и по сей день Вудстокском фестивале,
проводившемся неподалеку от Нью-Йорка Эти концерты окончательно превратили его
в суперзвезду. Это подтвердил и вышедший в 1970 году концертный альбом с этого
фестиваля.
Музыка Хендрикса звучала, по определению критиков, так, будто за гитару
взялся сам дьявол. В 1970 году появился альбом „Band of Gypsies», после чего
произошел разрыв между менеджером группы Майклом Джеффри и Джимми Хендриксом.
Певец продолжал злоупотреблять наркотиками. Неудачи сыпались на него одна
за другой. Назрел конфликт с Майлсом и Митчеллом.26-31 августа 1970 года на
фестивале „The Isle Of Wight Pop Festival» в Англии публика в последний раз
увидела великого гитариста живым18 сентября 1970 года Хендрикс проглотил десять
таблеток снотворного и лег в постель, чтобы уже никогда не проснуться Во сне
его мучила рвота, но подруга музыканта, которая была с ним в ту ночь, была тоже
не в лучшем состоянии и не смогла вызвать врача, чтобы спасти певца.
Хотя организм Хендрикса и был ослаблен наркотиками, но, вопреки
распространенному мнению, не они стали причиной его смерти.
Средний слушатель воспринимал Хендрикса как дикаря, идола поколения
наркоманов с нечленораздельной речью и бесконтрольным поведением. Даже многие
его поклонники видели в карьере музыканта только бездумное разбазаривание
своего таланта, а его ужасную смерть от передозировки наркотика приняли как
закономерный результат.
В то же время настоящий Хендрикс был чувствительным, мягким и даже робким
человеком, талантливым композитором и поэтом, которого любили и которому
поклонялись не только рок-музыканты, но и музыканты, играющие в стиле джаз,
блюз или фолк. Подлинное качество музыки Джимми Хендрикса затемнялось его
жизнью в шоу-бизнесе. Но совершенно ясно, что его мастерство было необычным: он
смешивал технику блюза с мелодиями джаза и динамическими ритмами рока.
ИСТОЧНИК: Смирнова В. В., Самин Д. К.100
великих музыкантов. – М.: Вече, 2002.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "ДЖИММИ ХЕНДРИКС. НЕЗАКОНЧЕННАЯ ИСТОРИЯ"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.
Хорошая статья, только вместо фильма я бы разместил видео hey joe, с фестиваля в Monterey '67. Там невооружённым глазом можно увидеть его мастерство, талантище и не дюжий артистизм