Автор: С.Л. Старобинский, композитор, кандидат наук, академик МАНПО
Почему дети к шестому – седьмому классу теряют интерес к пению? Следует ли петь во время мутации? Когда начинать петь и что можно петь? На эти и другие вопросы отвечает в своей статье кандидат наук, академик МАНПО, композитор, автор книг, статей и программ Семен Старобинский.
Разговор о пении в средних классах школы начнем со ссылки на распространённое сетование по поводу того, что дети к шестому – седьмому классу теряют интерес к пению. «Их уже не заставишь - говорят учителя – и чем их занять на уроках непонятно, разве что разговорами о музыке». Возразить тут хочется на каждое слово.
При систематической певческой работе, начавшейся в начальной школе, ребята к седьмому классу многое умеют и многое хотят. Это позволяет формировать интересный разнообразный певческий репертуар, а не развлекать их «песнюшками» (шутливый термин Ю.Б. Алиева). Кстати сказать, у самого Юлия Багировича в хоре школы-интерната №16, в которой он проработал много лет, поют в основном подростки и, что особенно важно, добрая половина из них мальчики.
Выделение специфики вокального воспитания в подростковом возрасте в самостоятельную проблему В.Г. Соколов считал в достаточной степени условным, т.к. вся вокально-хоровая работа с детьми является единым неразрывным процессом. Разумеется мутация, кажущаяся некоторым из нас препятствием непреодолимым, осложняет певческую деятельность на уроке, но не делает её невыполнимой.
До сих пор нет единого мнения о том, следует ли петь во время мутации. Бесспорно и общепризнано, что при мутации надо беречь голос, т.к. голосовой аппарат претерпевает серьёзные изменения. Естественный вопрос: когда начинать петь и что можно петь? Отвечая на первую часть вопроса, следует сказать, что лучше не прерывать пения вовсе (за исключением резких форм мутации, когда необходимо прерваться на две-три недели). Среди нас есть люди, которые, исходя из собственной безграмотности и лености, обрекают мальчиков с 13 лет на бездеятельность и всю певческую нагрузку переносят на плечи девочек также переживающих, пусть и менее болезненно, период мутации (посмотрите на многие школьные хоры, состоящие исключительно из девочек).
В.В.Емельянов, автор популярного в нашей среде «Фонопедического метода развития голоса», считает, «что в целях нормального развития голоса в период мутации ОСОБЕННО ВАЖНО не молчать, а работать». Что касается вопроса – что можно петь? – то опыт многих педагогов-вокалистов, подтверждённый многочисленными научными исследованиями, показывает, что петь можно то, что не вызывает у ребят болезненных ощущений и серьёзных вокальных затруднений. Ещё в начале шестидесятых годов прошлого столетия Д.Л.Локшин, руководитель хора юношей Института художественного воспитания, обоснованно утверждал, что пение в годы мутации благотворно отражается на развитии голоса.
Специалисты различают три стадии мутации: первая стадия (предмутационный период), характеризующаяся понижением голоса и сужением его объёма; вторая стадия (собственно мутация) характеризуется значительным ростом связок (у мальчиков), при котором не только пение, но и речь становится затруднительной, голос мальчика «ломается», девичий голос становится грубым, пение затруднённым. После относительной стабилизации голоса наступает третья, самая важная стадия мутации (постмутационный период), на протяжении которой голос развивается до полной зрелости.
Хормейстерская моя жизнь сложилась так, что большую её часть я работал именно с подростковыми коллективами. Работа с вокальным ансамблем старшеклассников в постмутационный период требует сочетания методик индивидуальной вокальной работы с хоровыми. Специфика названного возрастного периода обязывает педагога быть предельно осторожным в выборе репетиционного и концертного репертуара. И, кстати, именно ансамблевое многоголосное пение даёт возможность использования естественно ограниченного мутацией диапазона голоса, не прибегая к его насильственному, крайне опасному в данный период, расширению.
Так же как и большинство педагогов, работающих с вокальными ансамблями, я начинал с «настроечных» упражнений, цель которых – добиться единства общего звучания, сформировать высокую певческую позицию, придать голосам ансамблевую ровность, достичь свободной подвижности голоса.... Большую пользу в своё время принесли нам многоголосные упражнения, разработанные для хоров и ансамблей А.В. Яковлевым. Его упражнения по формированию фонем, начинающиеся с гласной "У" и включающие упражнения по выработке следового рефлекса, улучшающего акустические качества других гласных, помогали нам справиться с приобретёнными подростками в процессе подражания исполнителям попмузыки, навыками «манерного», крикливого, фальшивого, язык не поворачивается сказать, пения...
Я, признаться, никогда не начинал работу с формирования унисона. С моей точки зрения, это для начинающего коллектива слишком сложная и не первостепенная задача. Пение многоголосия представляется мне оптимальным путём достижения цели.
Едва ли не на всех лекциях в институтах повышения квалификации мне задавали один и тот же вопрос, вне зависимости от темы разговора: «Что делать на уроках с подростками, которые перестают петь?» «Странно, - отвечал я, - у меня только начинают петь по-настоящему к седьмому классу». Учителей мой ответ раздражал. Учителя мне не очень-то верили. «Водрузился на кафедру – думали они – и изображает из себя кудесника». Не прибегая к свидетельству моих товарищей - учителей и студентов (а сделать это не сложно), хочу сказать, что из 32 лет моей работы в общеобразовательной школе 20 я работал исключительно с подростками. И все эти годы мы пели с превеликим удовольствием и на уроках, и на школьных праздниках, и на отдыхе в пионерском лагере.
Со времен Д.Б. Кабалевского в школьном музыкальном воспитании прочно утвердился лозунг «Каждый класс – хор!». Это самая общая цель, при достижении которой необходимо учитывать, что все классы разные, есть – более музыкальные, есть – менее, есть – более поющие, есть – менее. Наконец, есть учителя в разной степени готовые работать с разными классами. Но в любом случае надо петь – систематически, грамотно, стабильно, увлечённо. И очень верить в безграничные возможности детей.
В 1990 году я взял несколько классов в новой для себя школе, и среди них шестой класс, имевший не самую лучшую славу «трудного». Чем это объяснить не знаю, но я много раз замечал, что «трудные» классы зачастую хорошо поют. Так было и в этот раз. На первом же уроке, немного «пощекотав» мне нервы своей «свободной» манерой поведения и убедившись, что на меня это ожидаемого впечатления не произвело, класс довольно легко откликнулся на моё предложение спеть. Спев какую-то песню из разученных в пятом классе, ребята затихли, ожидая либо похвалы, либо порицания, но вместо этого дождались просьбы спеть ещё раз. Это их озадачило. Тем не менее, просьбу мою они выполнили. Песню я сейчас не вспомню, но помню, что в ней была хорошая возможность двухголосия, которую я предложил использовать, разделив условно класс на два голоса. Неожиданно нам это удалось, пусть не очень стройно и не очень уверенно. Класс был очень доволен … собой. Мне на первый раз этого было достаточно.
Постепенно класс стал обретать всё более уверенную вокальную форму. После поголовного прослушивания, на которое без принуждения ребята приходили во внеурочное время, удалось укомплектовать хоровые партии. Одноголосные произведения шестиклассники теперь и петь не хотели. Когда я предложил для разучивания песню А.Пахмутовой «Утро, здравствуй!», предупредив, что это сложное четырёхголосное произведение «впевать» придётся весь год, они согласились безоговорочно. Каждый урок теперь начинался с упражнений и распеваний, что воспринималось как должное. На школьном новогоднем празднике ребята спели прелестную «Колыбельную» Раймонда Паулса, аранжированную на три голоса. Исполнение понравилось. Успех окрылил! Класс запел!
А секрет успеха в этом случае очень простой - дети могут очень много, когда взрослые в них верят.
Источник: С.Л. Старобинский. «Как всегда музыка». Ж-л «Музыка в школе», 2004, №2, с.48-51
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Вокальная работа с подростками в школе. Как пробудить интерес к пению?"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.